Acting with Power: уроки актерского мастерства, лидерства, командной работы

Ассошьейт-редактор журнала Stanford Business Magazine Артур Паттерсон (Arthur Patterson) написал на страницах этого издания серию постов о том, что происходит на занятиях по курсу Acting with Power в Стэнфордской высшей школе бизнеса.

Ведут этот elective-курс профессор бизнес-школы Deborah Gruenfeld и преподаватель Стэнфордского Университета Kay Kostopoulos. Deborah Gruenfeld – социальный психолог, автор многочисленных статей о психологии власти (power), поведении групп людей. Она преподает популярные курсы по этим темам студентам программы MBA и экзекьютивам в бизнес-школе. Kay Kostopoulos также преподает в университете актерское искусство, педагогику, голос, речь, Шекспира. В процессе занятий они также используют труды профессора бизнес-школы Larissa Tiedens в области языка тела и лидерства.

Вот что полезного можно узнать из записей журналиста издания, а также трудов вышеуказанных преподавателей:

-Язык тела и интонация голоса играют важное значение в эффективной работе с другими людьми.

-Если перед важной встречей со своим руководителем, важным клиентом, сыном или дочерью вы прокручиваете в голове и пересматриваете то, что собираетесь сказать, то вы направляете свою энергию не туда, куда нужно. Вместо этого, лучше потратьте время на то, чтобы попрактиковаться как ходить, стоять, сидеть, посмотрите на телодвижения других людей.

-У действующих коучеров есть такое выражение, как «playing high». Это означает, что преподаватель занимает определенную позу перед аудиторией (например, твердо и уверенно стоит на ногах, смотрит прямо на аудиторию, говорит полными фразами) и этим самым показывает уверенность в том, что все в классе знают, что именно преподаватель играет главную роль в это время и в этом месте (is in charge in this time and place).

-Людей убеждает не качество аргументов, а то, как их доносят до них.

-Статус человека определяется физическими атрибутами и невербальными знаками. Люди решают, компетентны ли вы, меньше чем за 100 миллисекунд.

-Интеллигентность не является сильным предсказателем лидерства.

-Исследования показывают, что высота голоса, громкость, скорость речи оказывают влияние на то, что люди думают о том, что вы сказали, в пять раз больше, чем обычные слова, которые вы использовали в разговоре.

-Актеры очень хороши тем, что обращают внимание на игру других актеров. В противном случае, они не только упустят знаки, но также будут выглядеть неубедительно перед аудиторией.

-В случае взаимодействия с подчиненным, который не знает о том, что именно он подчиненный, более продолжительная тишина может послать правильный сигнал.

-Позы вашего тела касаются не только вас, но и других людей. Deborah Gruenfeld во время занятий просит сидящих людей свести колени вместе, прижать локти к креслу и наклониться вперед. В такой позиции, людям нужно сказать «I am totally in charge». Они смеются, поскольку не верят своим собственным словам. Затем профессор дает инструкции опустить пониже плечи, положить руку за спинку стула, раздвинуть шире ноги, занимая, таким образом, больше места. Люди с высоким статусом обычно занимают больше места, чем люди с низким статусом.

-Существует язык тела власти, и мы знаем это. Но мы не знаем, что знаем это.

-Во время курса Acting with Power студенты стараются быть кроткими, авторитарными, доступными, надменными, раздражительными, благодарными, используя различные актерские техники.

-Хорошее актерское искусство — это не его импровизация. Актерское искусство – это не то, что вы думаете или говорите. Это то, как вы действуете. Упор делается на тело, голос, движения. Здесь язык мало что значит. Фокус на том, как вы это все преподносите.

-Одно из разогревающих упражнений заключается в том, чтобы студенты освободили свою голову от различных мыслей, связанных с прошлым и будущим. Упражнение называют «быть в настоящий момент» или, как еще говорят спортсмены, «быть в зоне».

-Во время разминки, студентов просят походить по аудитории, остановиться и рассмотреть лицо человека, который находится ближе всего к ним. Им нужно избавиться (get off) от самих себя. Здесь важную роль играет не этот студент, а другой человек. Для актеров самый важный человек на сцене это не они сами, а другой человек. В актерском искусстве важно слушать и собирать знаки, идущие от других актеров.

-Во время занятий студентов делят на группы. Задача – провести интервью. Например, те, кто проводят интервью, стоят, а интервьюируемые сидят. После этого, класс обсуждает, насколько авторитарным был стоящий интервьюер и т.п.

-По наблюдениям студентов, юмор является эффективным и запоминающимся способом коммуникаций.

-В другом упражнении студентов просят отойти (get away) от одноклассника, которого они выбрали в качестве «врага». Они это делают, припадая к земле (by crouching), прячась за спинами других и т.п. Тем не менее, когда студентов просят выбрать товарища, которого они будут «защищать», они выпрямляются, вздыхают полной грудью, двигаются все более и более медленно с большей целью.

-Упражнения во время занятий вынуждают студентов в короткий период времени делать выбор относительно иерархии и аутентичности.

-Во время занятий Deborah Gruenfeld использует примеры двух хорошо известных актеров, которые эффективно играют высокий и низкий статусы. Это Джуди Денч в роли Королевы Елизаветы (высокий статус) и Вуди Ален в роли повседневного человека с низким статусом.

-Карты. Группе студентов примерно из 30 человек во время занятий раздают карты и говорят, что карты с тузами – это низкий статус, с королями – высокий. Студенты не знают, какая карта появится из колоды, но им говорят, чтобы они относились к другим людям в соответствии с той картой, которая им выпадет. Когда студентов просят стать по обе стороны линии в зависимости от того, к какому статусу, по их мнению, они принадлежат, т.е. тузы по одну сторону линии, а короли по другую, как и ожидается, практически все студенты с одной-двумя статистическими аномалиями становятся по одну сторону этой линии. Студентка с картой низкого статуса сказала, что никто не хотел узнать ее имя, в то время как другую студентку нашли потому, что у нее оказалась карта с высоким статусом. Это упражнение показывает ту важную роль, которую играет статус.

-Существует два способа «играть» статус. Играть высокий статус (playing high) – т.е. вести себя авторитарно, руководить, доминировать. Создается психологическая дистанция, когда человек поднимает самого себя и понижает других. Играть низкий статус (playing low) означает подчиняться, быть харизматичным, вести себя так, чтобы нравиться другим. Когда вы понижаете себя и повышаете других — сокращается психологическая дистанция.

-Тенденция, что полезно играть только высокий статус, в корне не верна.

-На президентских выборах в 2008 г. в США Барак Обама играл высокий статус, отвечая на сложные вопросы, ему было необходимо показать власть. Но он был также способен играть низкий статус, не дистанцируясь от групп различных избирателей.

-В тех или иных ситуациях полезно менять линию поведения.

-Часто случается, что когда женщины играют низкий статус, в этой игре больше флирта, чем игры.

-Ряд признаков playing low: человек озирается по сторонам, говорит неполными фразами, дотрагивается руками до лица, занимает как можно меньше личного пространства и т.д.

-Ряд признаков playing high: человек говорит полными фразами, смотрит в глаза говорящему, замедляет речь, занимает как можно больше пространства, спокойно двигается, у него нет видимой реакции на то, что говорят другие.

-В упражнении в ходе занятий одна студентка играет босса, а другой сотрудника. Слова в двух импровизациях одни и те же, но отличаются интонация и жесты. В первой импровизации работник играет высокий статус, говоря слишком много и не давая боссу вставить слово. В свою очередь, босс ждет, пока тот закончит и затем начинает говорить медленно и ясно. Каждая фраза босса должна закончиться с тональным понижением, не так, как словно бы босс спрашивает о чем-то, а говорит, что нужно сделать. По мере того, как босс становится эффективным игроком с высоким статусом, ее речь замедляется и становится яснее. Ее паузы и позы показывают статус.

-Случается так, что время от времени человеку нужно понизить свой статус, чтобы стать более доступным. Например, один из богатейших людей мира Уоррен Баффит на одной из встреч со студентами понизил свой статус, чтобы окружающим было удобнее с ним общаться.

-Статус человека зависит от количества аргументов, а не от их качества. Чем больше люди говорят, тем больший статус они получают.

-Причины делать хорошие аргументы: а) лучше быть правым, чем неправым, б) лучше выглядеть умным, чем нет, в) лучше быть компетентным и критичным, чем нет, г) лучше предоставлять уникальную информацию и двигать беседу вперед, чем повторять как попугай то, что другие уже сказали.

-Размашистые и закрытые человеческие позы могут сказать о человеке гораздо больше, чем слова, поскольку они менее заметны.

-То, что вы не знаете о невербальных средствах коммуникации, может причинить вам вред.

-Социальное поведение приматов и других животных является своеобразной большой линзой размышления о том, что может происходить в человеческих группах.

— В одном эксперименте участвовали два человека. Одному из них дали задание доминировать. В результате, другой партнер был вынужден подчиниться (respond with submission). Они оба были удовлетворены подобным иерархическим результатом, чем ситуацией, если бы обоим участникам приказали доминировать, что создало бы конфликтную ситуацию. Таким образом, по крайней мере, в некоторых случаях иерархия может создавать удовлетворенность.

-Иерархия уточняет роли, обязанности, разделение труда, увеличивает эффективность. В ситуациях, требующих кооперации, а не конкуренции, задачи выполняются гораздо быстрее и легче при иерархии. У иерархии нет обратной стороны. Она может быть плоха для креативности. В конкурентных ситуациях различия могут стать проблемой.

-Примерами доминирующего человеческого поведения являются позы, когда человек занимает много места или становится больше. Также можно рассматривать в качестве доминирующих некоторые черты лица, главным образом, когда человек рассержен. Например, когда брови на лице сходятся в длинную толстую линию.

-Примеры невербальных знаков можно встретить повсюду. Например, Дональд Трамп. Его торговая марка «вы уволены» кажется слишком могущественной из-за насупившихся бровей и вытянутого указательного пальца.

-Поднятые брови и полуоткрытый рот являются признаками покорного поведения. Скрещивание рук тоже к этому относится, поскольку человек становится меньше и как бы сам себя защищает.

-Даже тон голоса выражает доминирование или покорность человека. Твердый, громкий и низкий голос предпочитают в большей степени, чем высокий и мягкий.

-Изучение поз человеческого тела идет с давних времен. Впервые ораторов начали обучать жестам еще в Древней Греции и Риме.

-Важную роль играет пол людей. Замечено, что для мужчин более типичны доминирующие позы, в то время как для женщин покорные (submissive).

-Выраженное доминирование может представлять опасность не только для женщин. Существуют ситуации, в которых доминирования лучше избегать. Например, в ходе интервью при устройстве на работу, когда человек старается примкнуть к новой организации. Также ведут себя и животные. Новички в стае или группе должны показать покорность, в противном случае они будут отвергнуты.

-Как власть может затрагивать тех, кто ей обладает? Deborah Gruenfeld приводит в качестве примера издателя журнала «Rolling Stone» Jann Wenner. Во время встречи с ней Jann открыл личный холодильник, выпил водки прямо из горлышка и закусил луковицей. Он никогда никому не предлагал поделиться и никто из его подчиненных не оспаривал его действия, таким образом, признавая его власть. Поведение издателя является примером дезингибиции. В социальном контексте такие люди действуют, не заботясь о том, как другие люди будут их воспринимать и оценивать.

-Проведенное Deborah Gruenfeld исследование показывает, что те, кто обладает властью, находятся в лучшем положении при поиске наиболее достойных кандидатов на трудоустройство, поскольку видят их полезность и то, как навыки кандидатов будут использоваться для достижения собственных целей.

-Все люди предпринимают действия, чтобы получить то, что они хотят, будь то слово, физическое действие, желание или намерение. Все мы, так или иначе, актеры. Но то, как эффективно мы действуем, отличается. Kay Kostopoulos просит студентов образовать круг и бросать мячик друг другу. Мяч не должен упасть на пол, так как «взорвется». Студенты смеются и бросают мяч друг другу, иногда осторожно, а порой и очень сильно. Студенты не верят в то, что мячик может «взорваться». Kay Kostopoulos допускает, что это глупое упражнение, но актерское искусство заключается в том, чтобы чего-то хотеть, иметь цель. Студенты не верят в ситуацию, а аудитория должна верить в ее правдивость.

-Одно из упражнений заключается в том, что студентам дают одни и те же 15 строчек диалога, их просят разбиться по парам и выработать сценарий, в котором цели двух действующих лиц очевидны. Если цели не ясны всему классу, дуэт студентов должен снова повторить сценку для уточнения цели, чего они достигают, например, хлопком по плечу или более умоляющим голосом.

-Эмпатия является важной техникой для вхождения в роль. Актер представляет себе, что чувствует, делает главный персонаж, которого он играет, что ему нравится, что нет.

-На одном из занятий студентов просят поделиться с товарищами по классу каким-нибудь жизненным опытом. На другом занятии студентам нужно представить, что история, рассказанная их товарищами, случилась с ними самими, и им нужно поразмышлять над этим от первого лица. Это называется owning the moment. В ходе выступлений преподаватель просит студента начать рассказывать снова, но на этот раз, замедлив речь, выпрямив спину, покрутить немного голову и т.п. Когда студент рассказывает историю стоя, его могут попросить сесть на стол, поставив одну ногу на стул, не улыбаться, обращаться только к одному человеку в аудитории, засунуть руки в карманы. Таким образом, используются различные способы самовыражения, чтобы помочь установить связь с аудиторией.

-На занятиях студенты делятся на пары и играют в популярную детскую игру на руках «камень, ножницы, бумага», которую еще также называют Rochambeau. Смысл игры в том, что при помощи руки показывается три знака: камень (т.е. сжатый кулак), ножницы (два пальца в виде V), бумага (вытянутые и прижатые друг к другу пальцы). Камень побеждает ножницы, ножницы бумагу, бумага побеждает камень. По теории вероятностей в классическом варианте вероятность победы, выигрыша или переигровки одинаковая. Победитель в паре поднимает руку и танцует джигу, проигравший поддерживает его и начинает петь имя победителя. Победитель ищет других победителей для игры. Проигравшие плетутся за победителями до тех пор, пока не появится один самый главный победитель. Здесь важно отметить то, каким образом конкурентная win-lose ситуация для отдельного человека превратилась в сценарий утонуть-выплыть для целой команды.

-От студентов во время занятий требуется не оптимальная актерская игра, а оптимальное выполнение задания в условиях стресса.

-Представление – это не результат, а процесс.

-Из студентов не делают театральных роботов, а испытывают различные методы, которые лучше выражают их индивидуальность и т.п.

-Парам студентов дают задание исполнить сцены из таких фильмов, как «Уолл-Стрит» или «Сеть» (Network). Все эти сцены завязаны на власти и статусе. В одном из заданий студентам нужно прочитать диалог сцены из фильма и определить, говорят ли его главные персонажи при помощи длинных или коротких фраз.

-Первичная деятельность актеров – это то, что они делают со своими партнерами, а вторичная – предпринимать действия и движения, которые совершенствуют то, что происходит на сцене. Например, бросить книгу на пол и оставить ее там.

-Если перестать слушать, что говорит другой человек, и думать только о том, что вы хотите сказать, то это коренным образом поменяет динамику беседы.

-Если существует сомнение, нужно играть роль ниже чем партнер.

-Deborah Gruenfeld дает несколько заключительных советов: а) актерское искусство – это быть правдивым в данный момент, б) лидерство – это привнесение вашей личной правды в профессиональную роль, в) не то, что вы сказали, а как вы это сказали касается того, как другие люди воспринимают вас, г) присутствуйте в настоящий момент, а не в прошлом или будущем.