Бизнес-симуляторы

Бизнес-симулятор — это компьютерная программа, позволяющая имитировать управление компанией во взаимодействии с другими участниками в рамках виртуальных бизнес-задач. Бизнес-симуляторы приобретают все большую популярность. Они дают человеку возможность потренироваться в виртуальной среде, чтобы не допустить ошибок в реальности. Хотя существует другая точка зрения, что по-настоящему можно чему-то научиться только на практике в условиях реального бизнеса, а не на симуляторах.

Внешне суть бизнес-симуляторов достаточно проста — моделируется работа отдельно взятой компании в условиях, максимально приближенных к «боевым». То есть, вы взаимодействуете с теми же партнерами, конкурентами, потребителями, занимаетесь производством, сбытом, финансами, маркетингом, но только в виртуальной форме. Преподаватели бизнес-школ могут проследить каждый шаг студентов и использовать полученные данные для выставления оценок и отзывов.

Бизнес-симуляторы играют важную роль в процессе обучения студентов программ MBA бизнес-школ, конкурируя с кейсовым методом обучения. Представители компаний, которые разрабатывают бизнес-симуляторы, говорят, что у симуляторов есть неоспоримое преимущество перед бумажными кейсами. «Вы можете прочитать много книг о велосипедах, но не станете хорошим велосипедистом до тех пор, пока не начнете ездить на велосипеде» говорит один из создателей симулятора онлайн завода Littlefield Technologies в бизнес-школе Stanford GSB Самуэль Вуд. «Онлайн симулятор гораздо ближе к реальности, чем лекции или теория» говорит в свою очередь профессор Stanford GSB и один из создателей Littlefield Technologies Сунил Кумар.

В некоторые симуляторы студенты играют 1-2 дня в классе, вместо лекции. Сыграть в другие симуляторы им могут поручить в качестве домашнего задания. Профессор может отслеживать каждый шаг, сделанный студентом, чтобы затем обсудить в классе, показать студентам их ошибки, поздравить с успехом и т.п.

Бизнес-симулятор — это также хорошее средство для работодателей, которые хотят проверить, что студенты программ MBA в состоянии применить на практике то, чему их научили во время занятий в классе. Рекрутеры могут смотреть, как студенты играли в симуляторы, чтобы определить, насколько потенциальный кандидат готов к работе в реальном мире.

Тем не менее, симуляторы пока еще не могут заменить кейсовый метод обучения. Критики говорят, что работа на компьютере изолирует людей от внешнего мира, и они недостаточно взаимодействуют с другими людьми, а ведь именно в этом и состоит задача любого успешного менеджера. Кейсы также легче и дешевле разрабатывать, чем симуляторы.

Поэтому, разработчики стали создавать кейсы и симуляторы, которые используются в комбинации. Например, известное своими кейсами издательство «Harvard Business School Publishing» в начале 2008 г. разработало он-лайн симулятор «The Universal Rental Car Pricing Simulation», который обучает принципам ценообразования в управленческой среде. Студенты Гарвардской школы бизнеса играют роль регионального менеджера по маркетингу в компании по сдаче в аренду автомобилей. Затем появился симулятор «Benihana» (японская сеть ресторанов «Бенихана») для обучения операционному менеджменту. В его основе лежит одноименный кейс. Помимо этого, «Harvard Business School Publishing» разработало такие симуляторы, как «Everest» (восхождение на гору Эверест) для обучения студентов лидерским качествам и навыкам командной работы, «Back Bay Battery» (стратегический инновационный симулятор, который фокусируется на инновациях и риске, связанных с разработкой продукта), Root Beer Game, M&A in Wine Country и другие.

Говоря о Гарварде, нельзя не упомянуть другие топовые бизнес-школы. Например, в бизнес-школе Уортон есть специальная учебная лаборатория, в которой профессорам Уортона оказывают содействие в разработке симуляторов для их курсов. Профессор может принести свой кейс и на его основе создадут симулятор. В лаборатории разработано несколько десятков симуляторов, используемых в программе обучения как в этой бизнес-школе, так и других бизнес-школах.

Профессор Columbia Business School г-н Эрик Абрахамсон (Eric Abrahamson) считает, что «в будущем появится новый тип кейсов, который нагрузит студента онлайн информацией о компании. Задача студента будет заключаться в том, чтобы представить себя на месте CEO компании и определить, какая информация относится к возникшей перед данной компанией проблемой».

При написании поста использованы материалы статьи Francesca Di Meglio в BusinessWeek «Virtual Workplaces in the Classroom», веб-сайта Гарвардской школы бизнеса, блога http://saulnier.typepad.com/, сайтов www.mbastrategy.com.ua.