Человеческий мозг за работой

Ассистант-профессор Адам Уэйтс (Adam Waytz) из Kellogg School of Management и ассистант-профессор Мэйлиа Мэйсон (Malia Mason) из Columbia Business School, занимающиеся изучением деятельности человеческого мозга, сделали важные открытия в данной области. Их совместная статья «Your Brain at Work» была опубликована в номере Harvard Business Review за июль-август 2013 г.

Оказывается, недавние технологические открытия позволили нейроспециалистам разработать новую и более сложную структурную схему человеческого мозга. Фокус исследования сместился от деятельности отдельных частей мозга к тому, как совместно задействованы сети частей мозга. В вышеуказанной статье авторы рассказывают о важных открытиях, которые были сделаны в 4-х ключевых сетях мозга:

-default network (сеть по умолчанию), задействована в интроспекции и представлении различного времени, места, реальности;

— reward network (сеть вознаграждения), активируется в ответ на удовольствие;

— affect network (сеть воздействия), играет важную роль в эмоциях;

-control network (сеть контроля), вовлечена в понимание последствий, контроль действий под воздействием импульса, внимание к тому или иному человеку.

Авторы исследования утверждают, что данные открытия имеют важное значение для менеджеров. В частности, они проливают свет на то, как:

-лучше всего сгенерировать мышление «Эврика!»;

-что мотивирует сотрудников;

-должен ли менеджер доверять своему желудку и прислушиваться к собственным эмоциям при принятии решения;

-показывает возможности и подводные камни одновременного решения нескольких задач.

Причем, авторы исследования утверждают, что это только начало.

Приведенные ниже материалы представляют собой передовые исследования профессоров лучших учебных заведений мира, которые окажут влияние на развитие науки в ближайшие годы.

-В 2011 г. в газете New York Times была опубликована статья об айфоне. Речь в ней шла об эксперименте, в ходе которого автором был просканирован мозг 16 человек, в то время, как люди слушали и смотрели видео, как звенит и вибрирует айфон. Сканирование показало активность в инсулярной коре головного мозга (insular cortex) – области, которая активируется, когда кто-либо испытывает чувство любви. Т.е. была такая же реакция, как и реакция на присутствие рядом близкой девушки, парня, члена семьи. После этой статьи десятки специалистов в области нейронаук написали совместное письмо в газету в осуждение данной статьи. Главной претензией было то, что 1/3 всех подобных исследований показывает активность в инсулярной коре головного мозга. Она активируется, когда люди чувствуют изменение температуры или когда просто вздыхают. Пример статьи в NYT – это то, что ученые иногда называют «порнография мозга» (brain porn), т.е. когда проводятся очень упрощенные нейронаучные исследования и появляются многочисленные нейроконсультанты, которые утверждают, что якобы могут открыть секреты лидерства и маркетинга, хранящиеся в человеческом мозге.

-Исследования, приведенные в статье, проводились при помощи метода магнито-резонансной томографии (fMRI). Но у данного метода есть существенный недостаток – в данном случае не показываются причины происходящих процессов. Более того, мышление и поведение человека на карте мозга не располагаются рядом. Т.е. нельзя сканировать чей-либо мозг, в то время, как человек смотрит рекламу и сказать, предпочитает он Кока-Колу или Пепси-Колу. Невозможно сканировать мозг двух CEO и сказать, кто из них лучший лидер.

-Чтобы на самом деле понимать, как нейропроцессы влияют на менеджмент, лидерство и маркетинг, мы должны отделить факты от вымыслов, сформировать более сложное представление о том, что из себя представляет наука, занимающаяся изучением человеческого мозга.

-В последнее время специалисты, занимающиеся изучением человеческого мозга, стали проводить исследования, как совместно задействованы сети частей мозга. Это все равно, что перейти от использования видео с единственной камеры наблюдения на месте преступления к видео, сделанному различными камерами, расположенными в нескольких местах.

-Новые средства и подходы уже позволили по-новому взглянуть на биологию человеческого разума и понимания концепций, важных для менеджеров. Например, каким образом мыслить креативно, какую роль играют эмоции в принятии решения и т.д.

-Новые исследования почти каждую секунду обновляют наши знания о человеческом мозге.

-Исследователи определили 15 сетей и подсетей человеческого мозга. Наибольшее влияние из них имеют четыре.

— default network (сеть по умолчанию). Одно из наиболее существенных открытий в области нейронаук за последние 10 лет – это то, что мозг никогда не бывает правдив (искренен) в состоянии покоя (never truly at rest). Когда человеческий мозг не фокусируется на какой-либо мысли, особая сеть частей человеческого мозга все равно «полыхает». Ее называют «сеть по умолчанию». Другое ее название – сеть «task negative», поскольку она задействована, когда люди не концентрируются на той или иной задаче. Открытие этой сети имеет важное значение. Теперь мы знаем, что мозг тратит достаточно много времени на обработку существующей информации внутри него, а не только на новые данные, поступающие от 5 чувств.

-Сеть по умолчанию несет ответственность на одну их наиболее важных человеческих способностей – переступать пределы возможного (transcendence). Т.е. это способность предвидеть то, что произойдет в определенном месте, в определенное время, в голове у того или иного человека и т.д. Во время transcendence человеческий мозг отсоединяется от внешнего пространства.

-Наличие не фокусированного свободного времени является важным фактором в прорывных инновациях. Здесь уместно вспомнить политику «20 % времени», принятую в Google. В соответствии в ней, инженеры компании один день в неделю работают над тем, чем хотят. Компания Twitter проводит Hack Week, во время которого работники экспериментируют и разрабатывают идеи, не относящиеся к их ежедневным обязанностям. Подобное свободное время для креативности издавна было известно, поскольку влияло на самодостаточность работников, счастье и мотивацию. Но есть мнение, что большинство подобных программ фокусируется на времени, которое получает работник. Гораздо лучше сосредоточиться не на количестве, а на качестве. Компаниям нужно отключить электронную почту и календари сотрудников, забрать их телефоны, отправить их в путешествие, подальше от офиса и других сотрудников. Медитация также является хорошим средством отсоединить человеческий мозг от внешнего пространства.

-Люди уже сталкивались с «сетью по умолчанию» в момент, когда они произносят «Эврика!» или когда нашли решение какой-либо проблемы.

-Об остальных 3 сетях частей человеческого мозга читайте здесь http://hbr.org/2013/07/your-brain-at-work/?referral=00134