Дизайн-мышление в Стэнфорде

Дизайн-мышление (design thinking) – это метод создания инноваций, который можно применить ко всем областям бизнеса и не только бизнеса. Если вы увидите толпу студентов возле доски, на которой приклеено множество разноцветных бумажных стикеров с надписями на них, знайте, что в данный момент они решают ту или иную проблему методом дизайн-мышления.

Стэнфордский метод дизайн-мышления имеет украинско-польские корни. Как утверждается в статье выпускника Стэнфорда из Украины Александра Акименко «Стэнфордский университет глазами украинца: десять наблюдений» «на появление самой идеи дизайн-мышления повлиял канадский психолог украинского происхождения Альберт Бандура. Метод придумали два брата, преподаватели Стэнфорда Дэвид и Том Келли. Дэвид как-то обсуждал с Альбертом метод, который украинец разработал для преодоления фобии змей…Такая система микропобед стала одним из основополагающих принципов дизайн-мышления. С ее помощью можно разбудить креативность в любом человеке». Для сведения, Альберт Бандура родился в Канаде, в семье украинских и польских эмигрантов, Дэвид Келли является основателем Stanford Design School (d.school) и известной на весь мир компании IDEO. Том Келли — генеральный менеджер IDEO.

Вот конкретный пример методики дизайн-мышления. Студенты Стэнфорда подметили, что велосипедистам на кампусе университета очень неудобно рулить и одновременно держать и пить кофе. Для решения этой проблемы они использовали дизайн-мышление. В результате, появилось кольцо (похожее на внутреннее кольца от изоленты), в которое ставили стакан с кофе, примотанное изолентой к стойке руля. А в пустой стакан от кофе можно было легко поставить баночку от газированного напитка. Конечно, это достаточно примитивное решение, но ведь любая профильная компания теперь может по аналогии изготовить и выпустить на рынок держатель для стаканов с кофе с настоящим промышленным дизайном и креплением.

Дизайн-мышление используют многие известные компании в мире: Apple, P&G и другие. Сама методика дизайн-мышления состоит из 5 ключевых элементов:

1) Понимание (empathize) или эмпатия. Этап погружения в саму проблематику, наблюдение. Это умение взглянуть на мир глазами других людей, понять их потребности, желания и т.д. Важно понимать людей, что важно для них, почему люди поступают так, а не иначе. Наблюдение за людьми дает понимание того, что они думают и чувствуют. Следовательно, это помогает узнать их потребности. 3 основных вопроса здесь — что? как? почему? Именно так действовала компания Apple, когда создавала свою операционную систему. Если взять вышеуказанный пример с велосипедом, то на данном этапе команда студентов наблюдала за велосипедистами на кампусе университета (как они ездят, как пьют кофе, как держат стакан, как его ставят и т.п.), старалась понять их.

Дизайн-мышление в Стэнфорде (фото с сайта Flickr.com)

2) Фокус (define). Этап анализа. Появляется много информации, которую нужно проанализировать и синтезировать, выбрать то, что необходимо в дальнейшем изучить и на чем сосредоточить свои усилия, понять суть проблематики, более узко сформулировать задачу, которую предстоит решить. Коллективное обсуждение приводит к выводу, что студентам нужно приспособление для перевозки стакана с кофе.

3) Идеи (ideate). Этап генерации идей. Нужно сгенерировать большое количество самых разнообразных идей, отобрать часть идей для дальнейшего тестирования. Хорошие идеи исходят из хороших вопросов. Здесь важно сторониться очевидных решений. Идеи не являются окончательными и более качественные решения будут придуманы во время следующего этапа. Для генерирования идей можно использовать мозговой штурм. Самый популярный вопрос – HMW (how might we?), т.е. как бы мы могли сделать то или иное. Идеи можно сразу записывать на бумажных стикерах и приклеивать на доску. У студентов из примера выше появляется идея, что устройство можно использовать не только для перевозки кофе, но также и баночек из-под газировки.

4) Прототип (prototype). Этап создания прототипа для отобранных идей, во время которого можно сгенерировать новые идеи, улучшить старые, получить более четкое представление о проблеме и ее решении. В качестве прототипа может выступать доска с разноцветными стикерами, эскизы на бумаге и т.п. Дискуссия на этом этапе прекращается, начинается строительство, идеи перебираются из головы в физический мир. Из вышеуказанного примера студенты создали 4 прототипа держателя для стакана с кофе.

5) Тестирование (test). Этап получения отзыва о решении. Желательно воспроизводить тестирование с реальными физическими предметами или в реальных местах. Нужно стараться больше показывать, а не рассказывать. В нашем примере, прототипы были продемонстрированы студентам-велосипедистам Стэнфордского университета, были получены их отзывы. В результате, был скорректирован дизайн устройства и еще раз проведено его тестирование студентами-велосипедистами, получены положительные отзывы.

Видео как все происходило и что в результате получилось можно посмотреть здесь http://www.youtube.com/watch?v=JZH70qhmEso.

Вот вкратце, что представляет собой методика дизайн-мышления. Законодателем моды в данной области является Стэнфордская школа дизайна (d.school). Понятно, что далеко не каждый сможет съездить на кампус Стэнфордского университета, чтобы узнать методы преподавания дизайн-мышления так сказать из первых рук. Да и дорогое это удовольствие. Например, 3-х дневный курс Design Thinking Boot Сamp в рамках программы Executive Education Стэнфордcкой высшей школы бизнеса стоит порядка 9500 USD. И это без учета перелета и проживания. Для тех, у кого нет возможности посетить кампус Стэнфордского университета Стэнфордская школа дизайна (d.school) разработала специальный виртуальный курс по дизайн-мышлению Virtual Crash Course http://dschool.stanford.edu/dgift/ Причем, пройти его можно абсолютно бесплатно, а полученные знания применить затем на практике, как в личной, так и в профессиональной жизни. Курс содержит 80-ти минутное вводное видео, касающееся проекта Gift-Given Project (того, как люди дарят подарки своим близким), пошаговые инструкции, учебное пособие и обучающие материалы по всем 5-ти ключевым элементам методики, перечисленным выше, листы участника, которые нужно распечатать, и т. д.).