Interpersonal Dynamics в Stanford GSB: финальный уикенд

Курс Interpersonal Dynamics (Межличностная динамика) в бизнес-школе Stanford GSB заканчивается мероприятием, которое называется Weekend Retreat. Оно проводится вне кампуса бизнес-школы, в каком-нибудь особняке, например, в Сан-Хосе, и длится 3 дня с вечера пятницы по воскресенье. Все это время студенты тесно общаются между собой в Т-группах. В Интернете можно найти учебный материал «The Week at Inverness» (авторы Дэвид Брэдфорд и Эллиот Аронсон). Данный 30-ти страничный учебный материал представляет собой наглядный пример того, что происходит в ходе подобного уикенда, как функционирует и взаимодействует между собой вымышленная Т-группа. Из него можно почерпнуть много полезной информации, в том числе, несколько практических упражнений, о которых речь пойдет ниже.

Суть дела такова. Хэнка отправляют повысить квалификацию на 6-ти дневный воркшоп, который должен состояться в расположенном неподалеку маленьком городке Инвернесс (Шотландия) в горах, рядом с озером. Хэнк прошел регистрацию, прочитал раздаточные материалы с учебной программой и расписание занятий. Вскоре началось первое занятие и общение в Т-группе…

Упражнение №1. Фасилитатор говорит: «Давайте все поднимемся и отодвинем стулья к стене, чтобы у нас было достаточно места. Представьте себе, что комната, в которой мы находимся, — это зеленая лужайка в одной деревеньке в Великобритании. Давайте прогуляемся и познакомимся с другими жителями нашей деревеньки. Есть только одно ограничение — вам нельзя разговаривать, все нужно делать молча…Через 5-6 минут фасилитатор остановил всех и дал следующее задание: Найдите человека, с которым вы бы хотели познакомиться. Сделайте это без слов. Если к вам кто-нибудь подойдет и захочет познакомиться, а вам не нравится этот человек, — в вежливой форме опять же без слов укажите ему на это…Теперь, когда образовались пары, присядьте и пообщайтесь с этим человеком при помощи слов, что вы почувствовали. Скажите, почему вы выбрали этого человека, что вы при этом чувствовали. Если вас выбрали — что вы чувствовали, что вы думаете о партнере».

Упражнение № 2. Каждый человек в группе должен выбрать другого человека, чтобы образовались пары. Найдите место в комнате и сядьте лицом к лицу, говорит фасилитатор. Быстро выберите спорную тему (политика, легализация абортов и т. п.). Выбранный вами человек должен придерживаться противоположной точки зрения. Правила следующие. Один человек начинает и представляет свой аргумент, но до того, как второй человек может опровергнуть слова первого, этот человек должен повторить в форме обобщения то, что сказал первый человек. Только после этого второй человек может сказать свои возражения. Затем наоборот. В данном упражнении проверяется, насколько люди умеют слушать своего собеседника и насколько легко возникает недопонимание. Упражнение № 3. Следующее упражнение связано с невербальной коммуникацией. Каждый участник пары должен передать информацию другому участнику при помощи жестов и мимики лица.

Упражнение № 4. Нужно образовать группу, состоящую из 4 человек. Двое из них были альтер-эго (второе «я») двум остальным. Каждый такой альтер-эго садился за одним из участников второй пары. Этой второй паре, члены которой сидели лицом к лицу, дали задание сыграть ролевую игру. Каждому человеку дали основной сценарий, а двух спикеров проинструктировали быть «открытыми и честными» насколько это возможно. Инструкция человеку, который сидел за каждым из спикеров, заключалась в том, что если он посчитает, что спикер, за которым он сидит, начнет говорить не то, что думает, альтер-эго должен вмешаться в разговор и сказать это. Каждой паре отводится 10 минут на данное упражнение. Участники затем меняются ролями со своими альтер-эго.

Упражнение № 5. Членам группы дают задание разделиться на группы по 3 человека. Один человек должен думать о проблеме, решение которой требует помощи. Третий член группы выполняет роль наблюдателя. Ему нельзя говорить во время 20-ти минутной беседы о помощи, а нужно просто следить за процессом, за тем, что сделал человек, оказывающий помощь. После 20-ти минут работы над проблемой, тройка должны обсудить процесс, что было сделано и т. д. Затем триада меняется ролями, каждый выполняет уже другую роль.

Упражнение № 6. Участникам нужно встать, отодвинуть стулья назад и, не говоря друг с другом, походить по комнате и выстроиться относительно центра комнаты в зависимости от того, как они чувствовали себя в группе. Если кто-то чувствовал себя членом группы, то становился в центр комнаты, если же на периферии — то становились ближе к стене. Все это нужно было сделать молчаливо, поскольку часто невербальные методы более экспрессивны.

Упражнение № 7. Участников воркшопа просят сформировать группы из 6 человек. Членам группы нужно делиться между собой учебными целями и планами по достижению данных целей.