Interpersonal Dynamics в Stanford GSB: пять стратегий перемен

«В независимости от того, насколько благородна или амбициозна поставленная цель, путь к ее достижению будет устлан многочисленными маленькими шажками. В нашем распоряжении есть 5 стратегий в качестве фундаментальных средств, когда мы хотим измениться. Конечно, есть и множество других, но эти 5 особенно актуальны». Об этом пишет на своем сайте www.edbatista.com в статье «Blocking And Tackling (Fundamentals of Change)» преподаватель курса Interpersonal Dynamics (Межличностная динамика) в бизнес-школе Stanford GSB Ed Batista. Вот эти 5 стратегий:

1) Разбейте большие цели на мелкие компоненты. Например, Ed Batista поставил себе цель вести более здоровый образ жизни и разбил эту цель на пять небольших дневных целей: выполнять упражнения, заниматься медитацией, достаточно высыпаться, не переедать и не пить слишком много, работать над собственным интеллектуальным и профессиональным развитием. Подобный фреймворк позволяет видеть не только четкую картину здоровья на примере выше, путем индивидуальной оценки каждой из этих маленьких целей, но также и внутренние зависимости между ними и соответственно расставлять приоритеты.

2) Накопите энтузиазм и импульс, празднуя маленькие победы. Выгода от разбивания больших целей на мелкие компоненты в том, что дает нам больше возможностей чувствовать себя успешными и пожинать награды. В примере выше каждый день можно в чем-то преуспеть. Ed Batista отмечает, что заносит каждую цель в специальный календарь Don’t Break the Chain (http://dontbreakthechain.com). Когда цель выполнена, в мозге повышается уровень допамина. Когда же цель не выполнена — небольшое и едва уловимое чувство, что чего-то не хватает.

3) Определите предположения и умственные модели, а затем проведите эксперименты для генерации новых данных. Мы часто начинаем действия, приводящие к переменам, с обязательства переоценить собственные цели, ценности и стратегии, и судить о них по результатам. Но ограничение данного подхода заключается в том, что корни многих тех же самых целей, ценностей и стратегий лежат в предположениях и умственных моделях, которые не тестируются потому, что мы считаем их общеизвестной истиной или потому, что мы даже не подозреваем об их существовании. Нам необходимо отступить назад и расширить собственные аналитические рамки, чтобы определить предположения и умственные модели, которые лежат в основе целей, ценностей и стратегий, которые мы тестируем в первую очередь. Данный процесс лучше всего описан как double-loop learning, термин, который впервые ввел профессор Гарвардской школы бизнеса Крис Арджирис. Ключевые задачи здесь: а) определить наши убеждения в качестве предположений и умственных моделей, а не «правды», б) провести опыты, которые сгенерируют данные, чтобы мы могли протестировать достоверность и полезность данных предположений и умственных моделей, в) изъявлять желание пересматривать и совершенствовать наши предположения и умственные модели на основе этих новых данных. В примере выше, умственная модель, которую можно вывести из тренировки, — это идея, что упражнения должны носить изнурительный характер. Все что меньше этого — недостаточно и не принимается в расчет.

4) Избегайте препятствий, выбирая альтернативное или параллельное направление. Данный подход к переменам строится на чувстве динамизма и плавного развития. Разбивание больших целей на маленькие компоненты означает больше возможностей для празднования маленьких побед, а также больше возможностей для тестирования предположений и умственных моделей. Но когда мы сталкиваемся с препятствием, часто в форме нашего собственного противодействия, все понемногу замедляется и окончательно останавливается. Поэтому, важно продвигаться вперед тем или иным способом. Чтобы не преодолевать препятствия или не сражаться с противодействием, часто более эффективно просто найти другой путь к цели. Это можно сделать различным способом. В примере выше, разбивание большой цели «быть здоровым» на 5 компонентов дало 5 путей, которыми можно одновременно следовать. Наличие подобных многочисленных путей позволяет прогрессировать по крайней мере по одному из них каждый день. Еще одна версия данной стратегии включает поиск опыта, который схож с целью, которую мы реализуем в других аспектах жизни.

5) Начинайте с малого и масштабируйтесь по мере необходимости. Что касается всех вышеперечисленных стратегий, основная идея здесь в том, что легче проводить большие изменения, когда мы уже добились успеха в малом масштабе. Успех в маленьких изменениях позволяет нам узнать важные вещи о нас самих, например, наши предположения и умственные модели, другие источники препятствий, как мы отвечаем на затруднительные ситуации, какую поддержку мы находим наиболее полезной. Мы лучше всего учимся, когда находимся в состоянии легкого стресса. Изменения маленькими шажками позволяют нам иметь настолько много информации в нашем распоряжении, насколько это только возможно, когда ставки высоки. Маленькие успешные перемены могут также сократить необходимость в масштабных переменах. Переменам часто способствует желание быть счастливым, но исследования показывают, что мы осуществляем контроль над собственным чувством счастья наиболее эффективно посредством маленьких, постоянных и преднамеренных видов деятельности, а не при помощи широкомасштабных изменений наших жизненных обстоятельств. В конечном итоге, успешные изменения в маленьком масштабе позволяют нам сдвинуть с места собственное мышление.