Interpersonal Dynamics в Stanford GSB: теория перемен

На этот раз речь пойдет о переменах. Почему человеку так сложно даются перемены? Почему мы сопротивляемся им? Почему мы не начинаем меняться, когда текущие методы не работают? Тема весьма и весьма актуальная в настоящее время. Об этом пишет в статье «Why Change is Hard» на своем сайте преподаватель курса Interpersonal Dynamics (Межличностная динамика) в бизнес-школе Stanford GSB Ed Batista.

В повседневной жизни наше поведение стабильно и даже предсказуемо. Это касается и нашего личного поведения, и нашего поведения в составе членов группы. Мы ценим стабильность, поскольку она эффективна. Когда мы можем предсказать поведение (как собственное, так и других) — мы расходуем меньше умственных ресурсов на мониторинг окружающей среды и даже начинаем думать на автомате, что очень эффективно и легко выполнимо. Мы также ценим стабильность, поскольку в предсказуемых условиях мы вряд ли узнаем, что такое ответ на угрозу, т. е. «драться, убежать или застыть на месте» реакция, которая происходит, когда мы сталкиваемся с угрозой. Стресс и беспокойство, которые появляются в результате ответа на угрозу, не только неприятны, но также потребляют много нашего внимания и энергии.

Стабильность нашего поведения также является результатом сбалансированного конфликта между движущими силами, которые благоприятствуют переменам и ограничивающими силами, которые сопротивляются этому. Ключевой движущейся силой является «беспокойство, связанное с выживанием» (survival anxiety): мы должны измениться, чтобы выполнить наши цели, а невозможность измениться поставит под угрозу наше существование. Ключевой ограничивающей силой является «беспокойство, связанное с обучением» (learning anxiety): наша идентичность и значимость связаны с нашим текущим поведением, а в результате перемен появится новая идентичность или произойдет потеря самоуважения.

Большую роль в этой области сыграли труды социального психолога Курта Левина Kurt Lewin и теоретика Edgar Schein.

По данным теоретика Schein, в результате усиления «беспокойства, связанного с выживанием», которое благоприятно влияет на перемены, появляется «немедленная противодействующая сила» в форме повышенного «беспокойства, связанного с обучением», что приводит к застою. Здесь наблюдается баланс. По определению психолога Курта Левина данное психологические равновесие нас «замораживает» и усиливается нашей склонностью сохранять ресурсы, повышать эффективность и избегать дистресса.

По мнению психолога Курта Левина успешные перемены требуют «размораживания» (unfreezing). В результате, усиливается «беспокойство, связанное с выживанием» и снижается «беспокойство, связанное с обучением». Теоретик Schein определил 3 шага в процессе «размораживания». Во-первых, это «неподтверждение» (disconfirmation) или чувство неудовлетворенности, которое появляется в результате неосуществленных ожиданий или несбыточных надежд. Данное условие необходимо, но его недостаточно, чтобы вызвать перемены, поскольку подобные чувства часто выбрасываются из головы или вызывают отрицание или осуждение. Во-вторых, чувство «беспокойства, связанного с выживанием» должно вызываться неподтвержденными данными. В обычных условиях усиление «беспокойства, связанного с выживанием» приводит к усилению «беспокойства, связанного с обучением». Мы обычно придерживаемся привычных моделей и поведенческой рутины, даже когда они не работают, в надежде, что наши обстоятельства изменятся. Учитывая данную динамику, третьим шагом до того, как произойдет «разморозка», является установление чувства психологической безопасности. Мы должны доверять людям вокруг нас и процессам, в которые мы вовлечены. Мы должны чувствовать себя комфортно от того, что являемся самими собой, не беспокоясь о том, что кто-то причинит нам вред. Только в данных условиях наше «беспокойство, связанное с обучением» может улетучиться и мы можем преодолеть защитную реакцию и отрицание, которые обычно вызываются «беспокойством, связанным с выживанием». Другими словами, изменения происходят, когда «беспокойство, связанное с выживанием» больше, чем «беспокойство, связанное с обучением» при условии психологической безопасности. Только когда данные элементы идут вместе, мы будем по настоящему открыты для риска и экспериментов с новым поведением, необходимыми предвестниками обучения и роста. Примером здесь является Т-группа.

Замораживание (refreezing). Мы не можем устойчиво жить в таком размороженном состоянии. Неэффективно и в конечном счете утомительно постоянно разрабатывать новые стратегии и продумывать наши ответы на каждую неожиданную встречу и ситуацию. Мы и окружающие нас люди испытываем стресс, поскольку по определению большинство экспериментов заканчиваются неудачей. Поэтому, мы неизбежно «замораживаемся» после периода времени. Но если бы мы эффективно использовали то время, когда были «разморожены», то не вернулись бы к нашему предыдущему образцу, а скорее приняли новый набор поведений, который лучше подходит нашей текущей идентичности и обстоятельствам. Наш новый образец позволяет нам наслаждаться теми же плодами эффективности и стабильности, что и прежний, но в тоже время дает нам возможность быть более эффективными в достижении целей. Поскольку мир вокруг нас продолжает эволюционировать после нашего «замораживания», этот новый образец неизбежно устареет и цикл повторится. Но представляется оптимальным, чтобы мы запомнили условия, которые способствовали успешным изменениям — мы научились как учиться — и мы можем воссоздать данные условия в будущем.

Теперь о теории перемен Левина/Schein. Ross Wirth из Franklin University сделал очень удобный обзор этой теории всего на 1 страницу, за что ему особая признательность. Некоторые положения этой теории уже приведены выше. Итак, Курт Левин в далеком 1947 г. в своих трудах заложил простую но интригующую модель перемен из 3-х этапов (unfreezing-change-refreeze), которая объясняет процесс, при помощи которого группы влияют на поведение членов этой группы и сами переделываются: Успешные перемены включают 3 аспекта: «размораживание» (unfreezing) если это необходимо, это уровень 1, затем движение на новый уровень 2, где происходят перемены, и замораживание групповой жизни на новом уровне 3. Edgar Schein пошел дальше и создал более совершенную модель перемен. Данный подход он назвал когнитивным переопределением (cognitive redefinition). ЭТАП 1. Быть мотивированным на перемены (размораживание, unfreezing). Данная фаза перемен построена на теории, что человеческое поведение основывается на прошлом обучении через наблюдение и культурных факторах. Перемены требуют добавления новых движущихся сил, которые будут способствовать переменам или исключения некоторых существующих факторов в поведении. У процесса «размораживания» есть 3 суб-процесса, которые относятся к готовности и мотивации измениться: а) Неподтверждение (disconfirmation), когда настоящие условия приводят к неудовлетворенности, например, когда не получилось реализовать личные цели. Тем не менее, чем больше разрыв между тем, во что верим и во что необходимо верить, чтобы произошли перемены, тем более вероятно, что новая информация будет проигнорирована. б) Предыдущие убеждения, которые ныне рассматриваются как необоснованные, создают «беспокойство, связанное с выживанием» (survival anxiety). Тем не менее, этого может быть недостаточно для быстрых перемен если есть «беспокойство, связанное с обучением» (learning anxiety). в) «Беспокойство, связанное с обучением» вызывает защитную реакцию и сопротивление, поскольку необходимо забыть то, что прежде принималось. 3 этапа происходят в ответ на «беспокойство, связанное с обучением»: отрицание (denial), поиск козла отпущения (scapegoating), маневрирование (maneuvering). Необходимо оставить в прошлом возможное беспокойство по поводу перемен для прогресса. Этого можно достичь, если, например, «беспокойство, связанное с выживанием» будет больше, чем «беспокойство, связанное с обучением». ЭТАП 2. Измените то, что необходимо изменить (разморозка и движение к новому состоянию). Как только появляется достаточная неудовлетворенность текущими условиями и существует реальное желание провести перемены, необходимо точно определить, что необходимо изменить. Необходим лаконичный вид нового состояния, чтобы четко определить разрыв между настоящим состоянием и тем, что предлагается. Помочь в переменах может имитация ролевых моделей и поиск персонализированных решений посредством обучения методом проб и ошибок. ЭТАП 3. Сделать изменения постоянными (замораживание, refreezing). Это финальный этап, на котором новое поведение становится привычным и который включает разработку новой самооценки, определение и установление новых межличностных отношений.

В ходе курса по данной теме студентам дают задание объединиться в группы из 6 человек и написать на доске, чему члены группы научились во время курса и как они применят эти знания.

Ed Batista приводит в вышеуказанной статье формулу перемен – Survival anxiety > Learning anxiety разделить на Психологическая безопасность.