Как курс Сonsumer Finance помогает понять поведение потребителей

Весной 2009 г. Гарвардская школа бизнеса первой из топовых американских и европейских бизнес-школ ввела в программу обучения курс Сonsumer Finance (финансы потребителей). Об этом пишет на своих страницах в статье «Consumer Finance Makes HBS Debut» HBS Alumni Bulletin. Курс помогает студентам как бизнес-школы, так и других высших школ Гарвардского Университета лучше понять поведение потребителей, а также суть деятельности компаний, оказывающих финансовые услуги этим самым потребителям (банки, страховые компании, брокеры, компании, выпускающие кредитные карточки и т.д.). Всего курс состоит из 14-ти 2.5 часовых занятий. Курс появился как нельзя вовремя: как известно, потребительское кредитование сыграло ключевую роль в финансовом кризисе.

Сектор домашних хозяйств (household sector) в Америке – это около 61 триллиона USD активов. Компании, оказывающие финансовые услуги в области consumer finance, являются ключевым звеном между финансовой системой и миллионами потребителей.

Несмотря на свой размер и значение, ведущие бизнес-школы мира практически полностью игнорировали в своих программах этот сектор. Профессор Peter Tufano провел соответствующее исследование топ-20 MBA программ в США и топ-5 в Европе и с уверенностью может утверждать, что ни в одной из топовых бизнес-школ мира не преподавали подобный курс.

В двух словах о содержании курса. Студенты в классе изучают четыре функции: платежи, передвижение денег из сегодня в завтра (сбережения и инвестиции), передвижение денег из завтра назад в сегодня (заимствования), управление риском.

Необходимо, чтобы по окончании курса студенты могли проанализировать 3 составляющие: а) домашние хозяйства (households), б) компании, действующие в сфере оказания финансовых услуг потребителям, и в) политические аспекты экономических проблем (political economy). Остановимся на них подробнее.

а) домашние хозяйства (households). Анализ начинается с домашних хозяйств. На программе MBA студенты изучают финансовые отчеты сотен ведущих компаний мира и слишком мало думают о домашних хозяйствах. Кроме курса Сonsumer Finance они никогда не изучали «финансовые отчеты» какой-либо отдельно взятой семьи. Поэтому, студентам в самом начале дают проанализировать реальные цифры реального бюджета отдельно взятой семьи.

б) компании, действующие в сфере оказания финансовых услуг потребителям. Вторая составляющая — анализ компаний, оказывающих финансовые услуги потребителям и анализ текущего положения дел в соответствующей отрасли промышленности. Для подготовки студентов в этом направлении в бизнес-школе используют более «традиционный» набор гарвардских кейсов, которые касаются самых различных отраслей промышленности. Какие функции выполняет эта компания? Каковы экономические аспекты ее деятельности? Каким образом эта функция может выполняться более эффективно? Каким образом можно получить конкурентные преимущества перед соперниками?

в) политические аспекты экономических проблем. Третья составляющая – это анализ политических аспектов экономических проблем. Компании, оказывающие финансовые услуги потребителям, в большей степени, чем другие, подвержены регулированию. Что лежит за тем или иным решением, принимаемым правительством в данном секторе? Каким образом законодательные акты и нормы создают возможности и проблемы для компаний?