Как при помощи дротика выбрать, кому из студентов отвечать на занятии

Когда занятие в классе в Гарвардской школе бизнеса начинается, профессор выбирает одного из 90 студентов и спрашивает у него: «Джон, расскажите мне, о чем сегодняшний кейс?». Затем, профессор со студентом первые 5-10 минут класса обсуждают кейс, главный действующий персонаж и действия, которые тот мог бы предпринять. На сленге бизнес-школы такой метод называют Cold Call (коулд кол, холодный звонок). Для некоторых студентов Cold Call – большой источник стресса, для других — мотиватор необходимости готовиться к каждому кейсу. Есть и те, кто вообще не рассматривает Cold Call как некую угрозу. Не все Cold Call одинаковые и они отличаются в зависимости от предпочтений того или иного профессора. В среднем, за два года обучения в бизнес-школе на программе MBA студента вызывают методом Cold Call семь раз. Выпускник Гарвардской школы бизнеса Frederic D. Mahieu в своей книге «Accepted! Getting in and fitting in at Harvard Business School» приводит собственный Cold Call-гид по выживанию.

Профессор выбирает того или иного студента случайным образом. Один из профессоров бизнес-школы даже придумал бросать дротик в схему рассадки класса, висящую на стене, чтобы полностью гарантировать такой случайный выбор. Любой человек может зайти накануне класса в 10:00 в кабинет к профессору, чтобы лично убедиться, куда попадет дротик. В начале класса профессор подходит к студенту, в место которого на схеме рассадки угодил дротик, показывает тому пробитую дырку в бумаге и задает вопрос. Таким образом, сложно избежать Cold Call. В более выгодном положении находятся студенты, сидящие по краям аудитории (перед началом занятий в бизнес-школе за студентами закрепляют одно и тоже место в аудитории на протяжении всего первого года обучения) — туда дротик попадает не так часто. Или можно навестить профессора накануне и посмотреть, угодил ли в вас дротик.

Некоторые Cold Call можно предсказать. Не все профессора бросают дротики или случайным образом выбирают, кому отвечать. Профессора часто выбирают отвечать студентов, которые мало говорят на занятии. Это плохая новость для тех, кто молчит, и хорошая для тех, кто говорит. Поэтому, нужно чаще давать комментарии в классе, чтобы избежать Cold Call.

Ряд профессоров в бизнес-школе специально заранее детально изучают бэкграунд студентов, чем они раньше занимались, где работали, в чем сильны, их интересы, увлечения и т. п. Данная информация помогает профессорам направлять дискуссию в классе в нужное русло. В бизнес-школе один профессор подходил к делу слишком серьезно. В начале занятия профессор мог объяснить, по какой причине от выбрал отвечать ту или иную жертву, например, объяснить очевидную взаимосвязь между студентом и кейсом и т. д. В кейсе о компании Airbus, например, профессор мог вызвать отвечать студента, который любит путешествовать. Но это было слишком очевидно и профессор выбрал студента, фамилия которого состояла из всех букв, которые были в названии компании Airbus. Или профессор мог выбрать студента из Франции, поскольку компания французская. Поэтому, нужно указывать как можно меньше дополнительной информации о себе в базах данных бизнес-школы.

Бывает и так, что Cold Call случаются не в начале занятия, а позже. Таким образом удерживается внимание студентов. Часто подобное случается в классе по финансам. Класс начинается, время для Cold Call проходит, вопрос профессор не задает, студенты расслабляются, думают, что Cold Call уже не будут, и тут неожиданно профессор вызывает. Поэтому, нужно готовиться к кейсам в классе по финансам.

В бизнес-школе есть профессора, которые вообще не вызывают студентов методом Cold Call. Так бывает только во время второго года обучения. Но это только исключение из правил.

Фото на главной странице: HBS Executive Education