Как сыщики Скотланд-Ярда обучают лидерству экзекьютив-студентов в Лондонской школе бизнеса

Оригинальный метод обучения используют в Лондонской школе бизнеса в ходе недельной программы по лидерству для экзекьютивов Professional Services: Next Generation Leadership. Один из дней данной программы посвящен переговорам об освобождении заложника.

Тренинг постановочный, роли исполняют актеры, но сама ситуация вполне похожа на реальную. Его цель — обучение лидерству в контексте мировой волатильности, неопределенности, сложности и неясности. Адьюнкт-профессор организационного поведения бизнес-школы Ричард Джолли (Richard Jolly) ввел в программу данный тренинг, чтобы студенты могли научиться совместно работать под давлением. Организаторы тренинга — группа детективов, которые прежде работали в Скотланд-Ярде в Лондоне и в полицейском управлении Нью-Йорка. В тренинге принимают участие 20 студентов-экзекьютивов. Суть дела такова: предыдущей ночью на парковке в центре Лондона похищен человек, его вытащили неизвестные прямо из машины и увезли в неизвестном направлении. Необходимо расследовать похищение и найти человека. Студенты получают разные задания: одни должны проинтервьюировать свидетелей, другие — провести оценку фактов и сбор информации, третьи — вести наружное наблюдение за подозреваемыми (их роль играют актеры) на улицах Лондона, делая фотографии на смартфон и отсылая их в полицейский участок через мессенджер. «Полицейский участок» находится не на кампусе бизнес-школы, а в одном из бедных районов Лондона и представляет собой офис в промышленном здании, подключенный к коммуникациям.

Студенты-экзекьютивы просматривают систему видеонаблюдения, которая запечатлила момент захвата заложника. На экране монитора видно, что человека избивают и заталкивают в машину похитителей. Затем участникам тренинга показывают скимок сгоревшей машины, которую полицейские нашли пустой этим утром. Студентам называют имя заложника и дают мобильный телефон его подруги, которая и вызвала полицию. Один участник тренинга должен связаться с ней из переговорной комнаты и убедить женщину поговорить еще с одной участницей-студенткой, которая общается с ней в Старбаксе. В кафе данная студентка старается убедить женщину прийти в полицию на допрос. Сценка постановочная: подругу заложника играет актриса. Когда она приходит в переговорную комнату для допроса, то начинает рыдать и студентка утешает ее. В конце дня подруга заложника дает нужные показания и заложника освобождают. Дело сделано, тренинг закончен.

Создатели тренинга отмечают, что один из лучших способов понять, что людям действительно нравится, — это поставить их в непривычную ситуацию, в которой люди испытают стресс. «Опыт показывает, говорит Ричард Джолли, что использование ролевых игр вызывает вопросы, в независимости от того, происходят ли они между людьми или между человеком и компьютером. Я стараюсь создать более динамичный, интерактивный опыт между «реальными» людьми насколько это возможно, поскольку в таком случае люди действуют более аутентично». Когда экзекьютивы оказываются в подобных ситуациях, это вынуждает их доверять другим людям, делегировать контроль сложной ситуации. Поскольку задачи и ситуации непривычны, участники не могут надеяться на то, что смогут все сделать сами, как они это обычно делают в своем офисе на работе.

При написании поста использованы материалы статьи Jonathan Moules «How a hostage situation can hone management skills» на сайте газеты FT и статьи «What can a hostage negotiation teach business leaders?» на сайте Лондонской школы бизнеса.