Как улучшить спонтанные выступления?

Преподаватель бизнес-школы Stanford GSB Мэтт Абрахамс (Matt Abrahams) ведет в этом учебном заведении класс «Основы стратегических коммуникаций». Его видеоролик по данной теме на youtube посмотрели более 10 млн. пользователей! Мэт отмечает, что в бизнесе спонтанные выступления встречаются гораздо чаще, чем запланированные (например, презентации). Вас могут попросить представить коллегу другим людям, ваш начальник просит вас дать фидбэк касательно новой идеи и т. д. Такие спонтанные ситуации происходят постоянно. Мэтт Абрахамс дает несколько советов как улучшить спонтанные выступления.

Измените свое привычное поведение

Первая вещь, которая идет по вашему во время импровизированной речи, — это вы сами. Вы хотите хорошо выступить, дать правильный ответ, чтобы ваш фидбэк принес пользу и запомнился. Но это работает против вас. Еще до выступления вы выносите оценку тому, что хотите сказать, и сравниваете данную оценку со своими внутренними критериями. Например, то, что я хочу сказать, — не так полезно, значимо, актуально и т. д. Такая предварительная работа снижает усилия, которые можно приложить для успешного спонтанного выступления.

Вместо того, чтобы стремиться к великолепному выступлению, выполните только конкретную задачу, например, ответьте на вопрос, дайте фидбэк, представьте коллегу. Снижая давление на себя самого, вы повысите вероятность того, что все пройдет хорошо. Но это легче сказать, чем сделать. Нужно совладать с привычками, которые выработались у вас на протяжении всей жизни. Разрешая себе отвечать в данный момент, вы можете сойти с собственного пути и хорошо выступить.

Многие люди применяют техники или эвристические правила, которые по их мнению могут помочь «сыграть в игру» спонтанного выступления. Например, вы можете заранее придумать возможные ответы на вопросы, которые будут задавать. Или вы можете позаимствовать информацию, которую до вас сказали другие люди, давая фидбэк. Или вы можете использовать вербальные паттерны, например, начинать представление каждого человека со слов «Для меня большое удовольствие…». Проблема здесь в следующем. Во-первых, такие техники требуют когнитивных усилий, которые снижают вашу способность понимать потребности данной ситуации (например, вы можете упустить какие-то нюансы). Во-вторых, вы потенциально упускаете настоящий момент, поскольку не находитесь непосредственно в настоящем моменте. Вы реагируете (т. е. выражаете то, о чем ранее думали), а не отвечаете на потребности данного момента.

Важно успокоиться и слушать, что необходимо в данный момент времени. Сфокусируйтесь на том, что говорят люди и как они это говорят.

Умейте видеть возможности

Необходимо также изменить подход к видению ситуации, в которой вы оказались. Спонтанное выступление необходимо рассматривать как возможность, а не как какую-то проблему или угрозу, как возможность уточнить детали, понять, возможность для налаживания диалога и т. п. Вы будете чувствовать себя по-другому, будете более заинтересованы. В противном случае вы возможно сделаете абсолютный минимум, давая ответ, поскольку будете защищать самого себя. Если вы будете рассматривать взаимодействие как возможность, когда можете объяснить свою позицию и раскрыться, данное взаимодействие с аудиторией будет происходить более продуктивно.

В рефрейминге ситуации помогает импровизация.

Используйте фреймворки

Отвечать нужно структурированно. Это важно, потому что структурирование усиливает так называемую processing fluency, т. е. эффективность, с которой информация усваивается человеком на когнитивном уровне. Самыми полезными являются две структуры: Problem-Solution-Benefit и What? So what? Now what?

Problem-Solution-Benefit (Проблема-Решение-Выгода)

Сперва нужно понять, в чем заключается проблема. Затем, вы размышляете над тем, как решить данную проблему. В конце, говорите о выгоде. Данная структура очень эффективная и убедительная. Такую структуру можно использовать в том числе для написания статей. Например, проблема — спонтанное выступление. Затем, потенциальные способы решения проблемы. В конце — поговорить о выгоде от применения решений.

What? So what? Now what? (Что? И? Что теперь?)

Вначале вы говорите о том, что происходит (например, ваш фидбэк или ответ). Затем вы обсуждаете, почему это важно для человека. В конечном итоге, вы объясняете дальнейшие шаги (например, как человек может использовать фидбэк или ответ). Мэтт Абрахамс часто использует данный фреймворк на своем классе «Основы стратегических коммуникаций» в бизнес-школе для студентов программы MBA. Например, после того, как студент успешно проводит анализ кейса, Мэтт Абрахамс говорит: «Часть выступления, в котором вы затронули шаги по реализации плана работ (What?), была очень полезной, поскольку в ней содержатся метрики успеха (So what?). Прошу вас включить данный анализ в другие аспекты следующего кейса, который будете анализировать (Now what?). Подробнее о фреймворке What? So what? Now what? читайте здесь.

Реальность заключается в том, что во время спонтанного выступления вам одновременно нужно делать две вещи: определить, что говорить, и как говорить. Вышеуказанные фреймворки помогают донести ваше послание. Когда вы освоитесь с данными фреймворками, вам проще будет спонтанно выступать.

Фото на главной странице: сайт afrilandproperties.com