Как знание основ поведенческой экономики помогает избавиться от вредных привычек

Оказывается, знание основ поведенческой экономики может помочь человеку избавиться от вредных привычек! Подтверждение этому нашли профессора Гарвардской школы бизнеса Leslie John и Michael Norton, которые изучают, каким образом поведенческая экономика (behavioral economics) может помочь людям избавиться от вредных привычек и измениться в лучшую сторону. Об этом пишет Michael Blanding в статье «The Business of Behavioral Economics» на сайте Harvard Business School Working Knowledge.

В соответствии с положениями классической экономической теории, таких вариантов снижения веса, как диета, физические упражнения и т.п., должно быть достаточно, чтобы изменить поведение человека. Также классическая экономическая теория предполагает, что если человек понимает все последствия своих действий, то старается действовать в своих собственных интересах. Если человек хочет быть здоровым, а ему говорят, что в пище, которую человек потребляет, слишком много калорий, то он будет питаться лучше. Но поведенческая экономика предполагает, что человек может ошибаться в своем мышлении. Например, у нас могут быть проблемы с самоконтролем, которые могут привести к ненадлежащему поведению.

До настоящего времени очень мало компаний старались использовать поведенческую экономику, чтобы изменить поведение человека в части чрезмерного обжорства, курения и других вредных привычек. Одна из таких компаний — StickK.com (произносится «Стик»). Ее основали два профессора экономики из Йеля. Об этой компании Leslie John и Michael Norton написали кейс «Making StickK Stick: The Business of Behavioral Economics». Вот как работает StickK. Пользователь сайта выбирает цель, например, он хочет сбросить вес, и закладывает определенную сумму денег, чтобы достигнуть конечной цели. Затем, выбирается судья, а это может быть близкий друг, и подписывается контракт. Если цель достигается, пользователь получает деньги назад, если же цель не достигнута — этот залог уходит другу или на благотворительность.

Такая стратегия работает потому, что вместо запрещающего поведения, а это делают все диеты, она позволяет человеку продолжать свое поведение, если он этого хочет, но также и устанавливает последствия. Действительно, лучшие интервенции сохраняют свободу выбора.

Есть еще одна характерная черта человеческого мышления заключается в нежелании что-либо потерять (loss aversion). Исследования показывают, что люди в гораздо большей степени не хотят потерять то, что имеют, чем получить то, чего у них нет. Таким образом, вложив собственные деньги в достижение поставленной цели, люди стараются сделать все возможное, чтобы их не потерять. Это значит, что потерять 100 USD для человека более болезненно, чем удовольствие получить 100 USD. Поэтому, страх потерять деньги будет мотивировать человека. Еще одна интересная деталь — StickK внедрила экономический принцип «сила социальных норм»: пользователи создают онлайн сеть поддержки, состоящую из друзей и членов семьи, которые ободряют их.

Такую модель стратегии подтверждают и статистические данные: когда пользователи подписывают контракт, не указывая судью или не закладывая деньги, успех в достижении конечной цели составляет 29 %. Если же пользователи указывают судью и закладывают деньги, вероятность успеха значительно повышается и составляет 80 %.

Так что если хотите похудеть или бросить курить — найдите судью (друга), подпишите договор, заложите определенную сумму денег и двигайтесь к своей цели!