Каким аспектам лидерства дирижер оркестра может научить студентов Oxford Saïd Business School

Оригинальный и инновационный метод обучения лидерству применяют в оксфордской бизнес-школе Saïd Business School. Речь идет об ивенте из серии Engage with the Humanities, во время которого студентам дают задание исполнить роль дирижера оркестра.

Ивент ведет старший стипендиат-исследователь Пиграм Харисон (Pegram Harisson). В его послужном списке  учеба в Кембридже, Йеле, степень MBA Лондонской школы бизнеса. Пиграм Харисон изучает предпринимательство и лидерство в контексте предпринимательства.

Пиграм Харисон открывает ивент с вопроса одного британского журналиста, который тот задал американскому дирижеру Marin Alsop. Вопрос звучал так: «Что значит обладать властью (power), иметь всю эту массивную машину (оркестр) перед собой?». Дирижер ответила: «Речь не идет о власти, у меня нет власти, я не контролирую ситуацию».

Пиграм Харисон. Cкриншот видеоролика «Pergam Harrison – Standing on the Podium – leadership lessons» с сайта youtube.com.

Ивент начинается с разминки. Присутствующие, а среди них есть несколько студентов программы MBA, поднимаются со стульев и выполняют серию разминочных упражнений по синхронизации (например, повторяют движения вслед за спикером, синхронно щелкают пальцами в такт спикеру, ускоряют и замедляют темп, хлопают в ладоши) и зеркальной имитации действий в парах. Копировать действия противоположной стороны не так легко, поскольку трудно разобраться, кто превалирует над кем, когда наблюдается очевидный паритет между участниками дуэта.

После разминки спикер приглашает волонтеров «дирижировать» хор из 4-х профессиональных певцов, сидящих в аудитории. Музыки нет, нет даже указания на мелодию, которую волонтерам предстоит дирижировать. «Певцы сидят среди зрителей. У них есть ноты, они знают, что делают. Дирижируйте ими», — инструктирует Пиграм Харисон.

По мере того, как волонтеры замедляли темп мелодии, паниковали, пытались следовать за певцами, Пиграм Харисон делился с участниками ивента уроками дирижерского мастерства и лидерства. «У лидеров не всегда есть достаточно времени для подготовки, они не всегда знают, что нужно в каждой ситуации. Лидеры могут не знать каждого сотрудника своей компании, но ими нужно руководить. Лидерам важно посылать последовательные четкие сигналы, чтобы взаимодействовать со всей группой. Люди идут за инновационным лидером, но только до определенного момента», — поучает стипендиат-исследователь бизнес-школы.

Один из волонтеров. Cкриншот видеоролика «Pergam Harrison – Standing on the Podium – leadership lessons» с сайта youtube.com.

Необходимо обращать внимание на певцов, но не уступать им контроль

Первые волонтеры помнили то, что сказала Marin Alsop о контроле, и слишком старались прислушиваться к певцам. В результате, темп мелодии постоянно замедлялся. Волонтерша, дирижировавшая английский мадригал (песня, которую певцы исполняют без музыкальных инструментов) в вялом темпе, могла видеть, что певцы страдали из-за отсутствия скорости, но продолжала дирижировать мелодию, поскольку знала, что должна быть последовательной. «Нужно уделять им внимание: не отбрасывайте всю ответственность», — напутствовал Пиграм Харисон. В итоге, дирижер изменила скорость, и музыка стала звучать лучше.

Поддерживайте связь между собой и певцами

Одна волонтерша начала очень хорошо и продолжала так дирижировать некоторое время. Затем, девушка начала паниковать, певцы переключились на свою музыку, а не на дирижера, и вся мелодия зачахла. «Сколько раз вы думали, что ваш босс идиот? Или что он или она не понимают, на что вы способны?», — вопрошает Пиграм Харисон. Когда лидер теряет связь с подчиненными и начинает делать то, что считает необходимым, координация нарушается. Со второй попытки дела пошли лучше: дирижер смотрела на певцов, певцы – на дирижера. Именно так и нужно исполнять музыкальное произведение. В одном занимательном упражнении певцов просили подняться со стульев, когда они чувствовали прямую связь с дирижером и сесть, когда такой связи не было. Подобные сценки хорошо иллюстрируют невозможность вовлечения в процесс всех людей все время.

Не управляйте по чуть-чуть, слушайте экспертов и работайте вместе

Особенность упражнения в том, что у волонтерши-дирижера нет музыки. Поэтому, когда что-то пошло не так, и Пиграм Харисон спросил у волонтерши, в чем была ошибка, та с уверенностью и со смущением указала на тенора. «Это был отличный пример микро-менеджмента, разрыва доверия», — говорит Пиграм Харисон.

Пиграм Харисон. Cкриншот видеоролика «Pergam Harrison – Standing on the Podium – leadership lessons» с сайта youtube.com.

Покажите, что вы чувствуете произведение

Слегка обезоруживает петь грустную мелодию под ухмылку дирижера. Лидерам необходимо контролировать собственное состояние и сигналы, которые они посылают людям. Когда босс появляется утром на работе в раздраженном состоянии, и причиной этому могут быть просто пробки на дорогах, весь офис чувствует себя не в своей тарелке.

Стройте отношения на доверии и совместном контроле

Последняя волонтерша связала вместе все полученные уроки. Девушка выглядела расслабленной, уверенной, что певцы смогут выполнить свою работу и в том, что сможет выполнить свою.

Полное видео с ивента смотрите здесь https://youtu.be/YFLxNBO7hPE

Фото на главной странице: скриншот видеоролика «Pergam Harrison – Standing on the Podium – leadership lessons» с сайта youtube.com.