Кейсовый метод обучения в Гарвардской школе бизнеса

Сердцем учебной программы Гарвардской школы бизнеса, или, как иногда говорят, «кирпичами и скрепляющим раствором» является кейсовый метод. Ниже представлена информация о данном методе обучения, собранная из многочисленных англоязычных источников.

-Когда Гарвардская школа бизнеса открылась в 1908 г. кейсовый метод обучения был только идеей первого декана Edwin F. Gay. В его представлении обучение в классе должно было строиться вокруг обсуждения проблем, связанных с управлением бизнесом. В 1911 г. Arch Wilkinson Shaw начал преподавать курс Business Policy, в котором представил классу реальные проблемы, с которыми сталкиваются руководители компаний. Этот метод преподавания называют еще методом «проблем». Эти презентации стали первыми примерами кейсового метода обучения в бизнес-школе.

-Гарвардская школа бизнеса опубликовала свой первый кейс «The General Shoe Company» в 1921 г. Кейс написан помощником декана Clinton Biddle.

-Кейсовый метод обучения появился отнюдь не в Гарвардской школе бизнеса. Его впервые ввел в практику декан Harvard Law School Christopher Columbus Langdell в 1870 г.

-Студенты проходят за время обучения в бизнес-школе более 500 кейсов, примерно 13-14 кейсов в неделю.

-Каждый год в бизнес-школе создают около 350 кейсов.

-В среднем на написание одного кейса уходит от 1 до 4 месяцев.

-В 2008 г. появилось 170 новых глобальных кейсов.

-В 2008 г. было продано 8.240.000 кейсов, в 2007 г. – 7.785.000, в 2006 г. – 7.428.000, в 2005 г. – 6.958.000, в 2004 г. — 6.999.000. Всего за 2004-2008 гг. продано 37.410.000 кейсов.

-Доходы от продажи кейсов и обучающих материалов (teaching materials) достигли в 2008 г. рекордной суммы в 30 млн. $, в 2007 г. этот показатель составил 26 млн. $.

-Чемпионом по обучению кейс-методу в бизнес-школе считается ныне покойный профессор C. Christensen – одна из легенд Гарвардской школы бизнеса. C. Christensen возвел этот метод обучения в бизнес-школе в ранг искусства. Два главных качества для успешного преподавания кейса в классе – систематическая подготовка и интуиция, т.е. когда и каким образом переходить в кейсе от одного обсуждения к другому. C. Christensen написал сотни кейсов, а также книгу «Education for Judgment: The Artistry of Discussion Leadership and Teaching and the Case Method».

-В бизнес-школе один из профессоров сравнивает кейс-метод с обучением плаванию. На лекции разучивают механизм плавания, теорию, физику и т.д., но Вы так и не побываете в бассейне, пока не закончите институт. В кейсовом методе профессор толкает Вас в бассейн с первого же дня.

-Проведенный в бизнес-школе в начале 2009 г. опрос среди студентов на тему «Насколько эффективно кейсовый метод помогает Вам в учебе?» показывает, что 63.3 % студентов кейсовый метод очень помогает, отчасти — 32.7 % студентов, не очень помогает – 2.7 % и плохо помогает — 1.3 %.

-Профессор бизнес-школы Tom Piper говорит о кейсах: «Что меня беспокоит — так это коэффициент времени на подготовку кейса к дискуссиям над ним. Раньше было как: кейсы 5-6 стр., 25-30 мин. на подготовку, затем 1 ч. 30 мин. на дискуссии. Теперь, 1 ч. 30 мин. на подготовку, 30 мин. на дискуссии».

-Как говорят в бизнес-школе «правильных ответов на вопросы кейса нет, зато есть не правильные».

-В среднем кейс содержит около 15 стр.

-Всего в базе кейсов Harvard Business School Publishing более 5000 кейсов.

-Harvard Business School Publishing разработал специальный сайт для преподавателей, которые используют кейсы в обучении. Его услугами пользуется более 20.000 человек. Только в 2001 фискальном году с сайта было свободно (бесплатно) загружено около 500.000 кейсов.

-В мае 2008 г. бизнес-школа приняла решение изменить дизайн кейсов, чтобы сделать их более изящными, литературными, в яркой обложке и продавать их в качестве книг возле касс в магазинах. Подобные кейсы могут предназначаться, например, для домохозяек. В этой связи, бизнес-школа заключила соглашение с популярной романтисткой Даниэлой Стил (Danielle Steele).

-Поскольку кейсы пишутся внутри бизнес-школ, там знают, что по разным причинам в кейс не попало. Так как компании, о которых идет речь в кейсе, подвергают его цензуре.

-Во время Reunions в бизнес-школе проходят занятия по кейсам для детей выпускников Гарвардской школы бизнеса от 10 лет и выше «Kids Case Discussions». Дети 10-14 лет посещают полноценный класс, во время которого рассматривается NeoPets сase, дети от 14 лет – класс с IDEO case. Классы ведут действующие профессора бизнес-школы. Во время занятия дети рассматривают и участвуют в обсуждении самых настоящих, не упрощенных гарвардских кейсов.

-В бизнес-школе часто случается так, что профессор, который ведет обсуждение кейса в классе, сам является его автором. Также часто бывает, что главный герой кейса непосредственно присутствует в классе при разборе кейса или отвечает в режиме live-видео на вопросы студентов и объясняет, какое решение он принял в реальной ситуации.

Влюбленная пара Kevin и Abigail из бизнес-школы говорят о кейсах: «Мы так были поглощены кейсами, что могли заснуть, говоря о кейсах, могли мечтать о них во сне. В конце концов, мы приняли решение, что перед сном в постели не будет разговоров о кейсах».

-Кейсовый метод обучения используют в ряде других школ Гарварда – например, в Medical School, Law School и в Kennedy School.

-В отличие от Гарвардской школы бизнеса, в которой студенты изучают содержание кейса еще до начала занятия, в Harvard Medical School каждая страница кейса вручается студентам непосредственно на занятии и только затем обсуждается. Таким образом, студенты узнают новую информацию о пациенте, его семье, роде занятий, симптомах, тестах и, в конце концов, следует правильный диагноз. Т.е. студенты читают информацию о пациенте и одновременно играют роль доктора.

-В Harvard Law School во время одного занятия часто обсуждаются сразу несколько кейсов. Если в Гарвардской школе бизнеса важен личный опыт и мнение студентов по тем или иным аспектам кейса, то в HLS при обсуждении кейса важное значение имеют юридические формальности и процедуры.

-В The Kennedy School of Government (HKS) кейсовый метод обучения применяется при обсуждении вопросов государственной политики и лидерства. В кейсах главную роль играют лица, находящиеся на государственной службе. В отличие от Гарвардской школы бизнеса, HKS в малой степени использует кейсовый метод обучения. Главный герой кейса, как правило, является официальным лицом или лидером организации, целью которой не является извлечение прибыли. HKS разрабатывает свои собственные кейсы. Например, кейсы HKS могут касаться таких тем, как «Возрождение Руанды после геноцида», «Ураган Катрина» и т.п. Обсуждение кейсов в HKS носит скорее научный, концептуальный характер, в то время как в Гарвардской школе бизнеса — это диалог, направленный на решение проблемы, в котором необходим план действий.

-Сайт Гарвардской школы бизнеса www.hbs.edu содержит 40032 ссылки на слово case или cases. В том числе: Alumni – 559 ссылок, Baker Library – 132, Exec Ed – 251, Faculty & Research – 1091, HBS Publishing Catalog – 20051, HBS Working Knowledge – 850, Institutional Memory – 1181, MBA – 220, other HBS – 15695.

-Проведенный в Harvard Business School Publishing (именно через этот сайт продаются и приобретаются электронные продукты бизнес-школы) поиск кейсов по странам СНГ выдал следующие результаты: а) Россия – 65 кейсов. Тематика кейсов самая разнообразная. Есть кейс о деятельности компании Royal Dutch/Shell в России, кейс «Конкурентные преимущества России», написанный в середине 2008 г., кейсы о деятельности таких компаний в России, как McDonald’s, Procter & Gamble и др. б) Украина — 6 кейсов. Имеются в наличии кейсы про Gonchar Investment bank, Kids Market Consulting, Financebank и др. в) Республика Беларусь – нет кейсов.

-Мнения русскоязычных выпускников Гарвардской школы бизнеса о кейсовом методе обучения (информация с сайта www.mbaconsult.ru):

а) Александр Горбунов: «Кейсовый метод дает каждому возможность воспринимать дискуссию на своем уровне. Его минус в том, что это знание очень тяжело систематизировать и кому-то передать. Перед окончанием семестра все начинают бегать, искать конспекты. Поэтому все студенты являются членами «Женской ассоциации», которая пишет самые лучшие конспекты к экзаменам. Причем их печатают на красной бумаге, чтобы нельзя было сделать ксерокопию. Все вступают в этот клуб. Платишь десять долларов, тебе дают майку, и ты получаешь возможность пользоваться их конспектами».

б) Дмитрий Алимов: «Одно из преимуществ кейсового метода в том, что, кроме теории, очень много узнаешь о конкретной отрасли, об игроках, тенденциях. К концу первого года получается, что практически обо всем хоть что-то знаешь. Конечно, ты не можешь быть экспертом, но, по крайней мере, если ты придешь на переговоры с поставщиком, ты будешь знать, о чем этот человек говорит».

-Заключительный вопрос кейса, как поступит его главный герой в сложившихся обстоятельствах, можно сравнить со следующей ситуацией: «На небе облака. Что Вы видите?» У каждого свое видение того, что на небе. Так и в кейсах.

-В бизнес-школе в конце последнего занятия по курсу секция дарит профессору подарки. Обычно, это что-то в рамке, на чем расписываются все студенты плюс что-то штучное, обычно связанное с кейсом, написанным данным преподавателем.

-Самым коротким кейсом в HBS считается кейс «MicroFridge» о выводе на рынок нового товара, совмещающего в себе функции холодильника и микроволновой печи. Кейс всего на 2-х страницах.

-На сайте Harvard Business School Working Knowledge есть специальный раздел Lessons from the Classroom (Уроки из класса) содержащий такие «кейсы в миниатюре», как JetBlue’s Valentine’s Day Crisis, ABRY Fund V, Economics of the Ethanol Business, Negotiating with Wal-Mart и др.

-Некоторые гарвардские кейсы остаются популярными и наиболее продаваемыми даже через несколько десятков лет после их написания. Их до сих пор рассматривают на занятиях в бизнес-школе:

а) Benihana of Tokyo. Кейс написан в 1972 г. По состоянию на 1-е декабря 2004 г. продано 269.584 копий.

б) Lincoln Electric Company. Кейс написан в 1975 г. По состоянию на 1-е декабря 2004 г. продано 284.826 копий.

в) Sealed Air Corporation. Кейс написан в 1982 г. По состоянию на 1-е декабря 2004 г. продано 234.629 копий.

г) Cumberland Metal Industries: Engineered Products Division – 1980. Кейс написан в 1980 г. По состоянию на 1-е декабря 2004 г. продано 197.677 копий.

д) Shouldice Hospital Limited. Кейс написан в 1983 г. По состоянию на 1-е декабря 2004 г. продано 240.911 копий.

-Профессор бизнес-школы Jim Heskett говорит, что однажды воспитатель детского сада сказала ему, что использует кейсовый метод каждый раз, когда держит в руках рисунок того или иного ребенка на уроке рисования и просит детей в группе рассказать, что изображено на рисунке.

-Выпускник бизнес-школы Tom Fishburne показал жизненный цикл кейса в своих известных карикатурах о HBS следующим образом:

а) Brand New, Tied Delicately with thread (совсем новый кейс, изящно перевязанный ниткой);

б) Devoured by Highlighting, Short-hand, & Coffee Stains (весь в подчеркиваниях, пятнах от кофе);

в) Organized & Labeled for Exam Use (подшит в папку с другими кейсами по предмету, который будет нужно сдавать на экзамене, с наименованием предмета на папке, например LEAD);

г) Archived for future career reference (в папке с другими кейсами по предмету, поставленной на полку, для дальнейшего использования на протяжении карьеры);

д) Boxed in the Garage, Never to be seen again (положен в ящик или коробку в гараже, никогда больше не понадобится).

-К столетию с момента основания Гарвардской школы бизнеса Исполнительным директором HBS Rock Center г-ном Mike Roberts написан специальный кейс «HBS in 2008». Кейс появился в январе 2008 г. В кейсе студенты, сотрудники и профессора бизнес школы играют роль экс-декана бизнес-школы Джэй Лайта, размышляющего о будущем Гарвардской школы бизнеса. В кейсе можно найти сведения о том, как возникла бизнес-школа, о различных образовательных программах, сотрудниках и преподавателях, данные о финансовых показателях, миссии и стратегии, проблемах, с которыми сталкивается бизнес-школа.

-Наиболее популярной книгой по кейсовому методу обучения является «The case Study Handbook: How to Read, Discuss, and Write Persuasively About Cases», написанная William Ellet. Книга появилась в 2007 г., ее объем 273 стр. Стоимость книги составляет около 25 USD, продается как в бумажном, так и в электронном виде. Можно также купить отдельные главы из книги через HBSP. Стоимость электронной главы – около 7 USD. От других подобных изданий книгу отличает то, что она ориентирована непосредственно на студентов, а не на преподавателей. Книга написана в результате 16-ти летней работы автора со студентами HBS.

-В течение многих лет сотрудники Harvard Business School Publishing слышали от профессоров и студентов, что кейсы слишком длинные. В этой связи, в 2008 г. HBSP начал публиковать серию кратких кейсов (HBSP Brief Case series). Brief Case содержит 5-7 страниц текста, несколько exhibits, а также Teaching Note. У данных кейсов также есть free online Excel tool, который упрощает работу с данными. Пока Brief Cases совсем немного и они касаются только области маркетинга, но в дальнейшем их количество будет увеличиваться. В том числе, кейсы будут затрагивать и другие дисциплины.

-Главными героями кейсов выступают не только банкиры, директора компаний, но также и спортсмены. Например, кейс «Maria Sharapova: Marketing a champion».

-Для оказания помощи профессорско-преподавательскому составу в развитии навыков и уверенности в ведении кейсовых обсуждений Гарвардской школой бизнеса разработана мультимедийная онлайн-программа Participant-Centered-Learning and The Case Method.

-Официальная позиция бизнес-школы относительно своего развития в обозримом будущем заключается в том, что какие бы изменения в своей программе Гарвардская школа бизнеса в конце концов не приняла, бизнес-школа продолжит использовать кейсовый метод обучения. Изменения в программе, которые в настоящее время рассматриваются, будут только дополнять кейсовый метод обучения.

-Кейсовый метод обучения в последнее время попал под шквал критики, поскольку преподаватели размышляют над тем, как внедрить новые методы и средства обучения, которые стали доступны благодаря развитию информационных технологий. В частности, существует мнение, что кейсовый метод обучения отнимает много времени, что таким способом трудно обучать студентов quantitative technics, что кейсовый метод основан на том, что не существует правильных ответов, просто одни из них лучше, чем другие. Экс-декан Columbia Business School R. Glenn Hubbard предлагает развивать и использовать так называемые «decision briefs», которые состоят из нескольких статей, описывающих возникшую проблему, плюс видеозапись человека, которому необходимо принять решение, которое позволит решить данную проблему. Студентам необходимо провести дополнительные исследования, в том числе, используя Интернет, и на их основании сделать рекомендацию.

-Фрагменты главы «Как анализировать кейс» из книги William Ellet «The case Study Handbook: How to Read, Discuss, and Write Persuasively About Cases».

а) Главное – думать, а не читать.

б) В кейсах существует 4 типа ситуаций: problems, decisions, evaluations, rules.

в) Важную роль в анализе кейса играет активное чтение. Вы задаете себе вопросы по кейсу и ищете на них ответы. Ответы на вопросы ведут Вас в нужном направлении. Как только Вы почувствовали, что бесцельно читаете кейс – остановитесь и перестройтесь на нужный лад.

г) Активному чтению способствуют 3 концепции: цель (например, выделить на рассмотрение кейса 2 часа), точка зрения (поставить себя на место главного героя и понять его точку зрения), гипотеза.

д) Процесс работы над кейсом имеет 5 фаз: 1) ситуация, 2) вопросы, 3) гипотезы, 4) доказательство и действие, 5) альтернативы. 1) Ситуация. Длительность — 5 мин. Начало является самым трудным в анализе кейса. Сначала нужно понять big picture и лишь затем детали. Начните с вопроса «Какая ситуация?». Обычно чтение первого и последнего разделов кейса достаточно для того, чтобы определить ситуацию. Часто случается так, что главный герой рассуждает над ней и задается вопросом «Что делать?». После чтения первого и последнего разделов кейса отложите его на некоторое время в сторону и рассмотрите то, что Вы только что изучили. Определите тип ситуации: problem, decision, evaluations или rules.

2) Вопросы. 15 мин. Знание ситуации позволяет Вам задавать вопросы, относящиеся к problem, decision, evaluations или rules. Самый важный вопрос – «Что мне нужно знать о ситуации?» Полезно провести быструю инвентаризацию содержания кейса. Для этого просмотрите все заголовки в тексте. Используйте ручку или карандаш, чтобы делать пометки в кейсе. 3) Гипотеза. 45 мин. «Какая моя гипотеза?». Пометки позволяют организовать и запомнить информацию, но основная их цель заключается в записи Вашего мыслительного процесса. Нужно выработать привычку подчеркивать нужную информацию. Это позволяет чувствовать, что Вы что-то делаете, а не просто читаете кейс. 4) Доказательство и действие. 40 мин. Задайте себе следующие вопросы: «Какие имеющиеся в наличии факты поддерживают гипотезу? Какие дополнительные факты мне необходимы?» Оцените их сильные и слабые стороны. 5) Альтернативы. 15 мин. Может показаться парадоксальным, но в последней фазе анализа кейса нужно поставить под сомнение собственную гипотезу. Задайте себе следующие вопросы: «Какая самая слабая сторона гипотезы? Какая лучшая ей альтернатива?».

-Существует гарвардский кейс про Газпром «Энергетическая политика России по отношению к Украине». В кейсе рассматривается решение России в 2006 г. прекратить поставки природного газа в адрес Украины. Студенты бизнес-школы могут изучить, каким образом политические и экономические факторы, а также внутренняя и внешняя динамика оказывают влияние на управление компании, контролируемой государством. В кейсе также рассматривается история Газпрома, его стратегия становления мировой энергетической компанией, главным образом путем приобретения других компаний и через партнерства. Главные моменты кейса: а) Точка зрения, сложившаяся на Западе, что Россия использует энергоресурсы в качестве оружия, является упрощенной версией СМИ об очень сложной политике, б) Газпром является самой значительной компанией в России и крупнейшим налогоплательщиком, в) Поскольку природный газ гораздо чище, чем нефть или уголь, велика вероятность того, что Европа станет еще больше зависеть от российского газа, г) Энергоресурсы могут быть инструментом влияния, но это неэффективный инструмент для доминирования. У России возникнут проблемы, если Европа примет решение прекратить закупки российского газа.

«Глубопроводники» (deep divers) в Гарвардской школе бизнеса — это студенты, которые должны подробнейшим образом изучить и понять проблематику кейса и подготовить проект решения, чтобы другие могли этот кейс лишь бегло просмотреть, сосредоточившись, в свою очередь, на другом кейсе.

-Каждый кейс в бизнес-школе основывается на реальной ситуации. Главный герой кейса (как правило, CEO) должен принять решение или решить проблему. Каждый студент находится в роли главного героя кейса и должен ответить на ключевой вопрос «Что бы Вы сделали на месте главного героя?». Не только студенты, но и преподаватели готовятся к кейсам. Один из самых известных профессоров HBS Джо Ласситер говорит: «Моя работа заключается в том, чтобы заранее определить наиболее осведомленных студентов в классе и сделать так, чтобы они повели за собой в ходе обсуждений весь класс».

идео о том, что представляет из себя кейсовый метод обучения в Гарвардской школе бизнеса «Inside the HBS Case Method 2010», можно посмотреть здесь http://www.youtube.com/watch?v=bS7McbxyZnY

-Гарвардская школа бизнеса планирует увеличить количество кейсов, главными протагонистами которых являются женщины, до 20 % с нынешних 9%. Это должно оказать значительное влияние на методы преподавания лидерства в мире, поскольку гарвардские кейсы составляют примерно 80 % от всех существующих кейсов и с ними так или иначе сталкивался практически любой студент бизнес-школ. Подобный шаг со стороны бизнес-школы — это ответ на появившуюся критику о гендерном неравенстве.

-Студенческим клубом Women’s Student Association в Гарвардской школе бизнеса проведено исследование, касающееся текущего положения дел в кейсах и учебном процессе во время первого года обучения в этом учебном заведении. Были изучены все кейсы для класса MBA Class of 2015 по состоянию на 21 февраля 2014 г. Оказалось, что 25 % главных протагонистов кейсов — женщины. Но эти данные сильно варьируются в зависимости от курса — от 40% по курсу LEAD до 0% по Strategy. Вот еще некоторые данные: FIN1 – женщины 38%, мужчины 62%, TEM – 31% и 69 %, MKT – 28 % и 72 %, LCA – 27% и 73%, FIN2 – 25% и 75%, TOM – 23% и 77%, FRC – 11 % и 79 %, BGIE – 11 % и 79 % соответственно.

-Кейсовый метод обучения вначале называли «методом проблем».

-Если в топовых бизнес-школах кейсовый метод обучения занимает около 30 % времени, то в Гарвардской школе бизнеса — около 80 %.

-Гарвардская школа бизнеса — это не только учебное заведение, но и своеобразная фабрика по производству кейсов. 80 % всех кейсов в мире написаны профессорами Гарвардской школы бизнеса.

-Publishing отделение бизнес-школы в 2014 г. заработало 194 млн. USD, главным образом, от продажи бизнес-кейсов.

-В год в среднем преподаватели бизнес-школы пишут примерно 200-250 новых кейсов.

-В среднем студент программы MBA в Гарвардской школе бизнеса на протяжении двух лет учебы изучает около 450 кейсов.

-«Получить сold сall» означает, что в начале класса профессор выбирает студента в аудитории, которому задает первый вопрос, например, представить факты и проблемы из кейса. Как утверждается, это один из самых ужасных и бодрящих моментов для любого студента программы MBA за все время учебы.

-Обычно, кейс, — это от 2-х до 25 страниц текста с графиками.

-Как правило, студенты получают кейс за неделю до его обсуждения.

-В день студенты проходят 3 кейса.

-Обсуждение кейса в классе длится 90 минут.

-Многие профессора бизнес-школы перед классом составляют кол лист (call list), который базируется на предыдущем участии студентов в обсуждениях в классе, а также на знаниях, которые студент может привнести в обсуждение кейса.

-Частое участие студента в обсуждениях кейса в классе является позитивным фактором, однако, чрезмерные попытки давать комментарии могут привести к низкому качеству дискуссии и, таким образом, свидетельствовать о том, что студент больше говорит, чем слушает товарищей.

-При помощи кейсового метода обучения трудно преподавать такие предметы, как финансы, бухгалтерский учет, статистика.

-Кейсовый метод обучения позволяет студентам оказаться в такой ситуации, когда они будут сталкиваться с реальными жизненными ситуациями, в которых необходимо принимать жизненно важные решения, которые ожидаются от лидеров высокого уровня.

-Преподаватели бизнес-школы, которые хотят написать кейс о той или иной компании, должны получить разрешение от ее руководства на исследования и публикацию кейса. Компании как правило предоставляют различные данные, отчеты и т. д. Часто связь устанавливается через выпускников бизнес-школы, которые работают в данной компании.

-Благодаря кейсовому методу обучения студенты вынуждены принимать очень много решений, так что сам процесс принятия решений становится совсем обыденным делом.