Мастер-класс по кейсовому методу обучения

Ассошьейт-профессор бизнес-школы Darden School of Business Gregory Fairchild – признанный топ-инструктор по кейсовому методу обучения. Он делится рядом советов, как лучше его использовать в обучении, а также прочей полезной информацией. Об этом пишет Mark Ethier в статье «Mastering The Case Method: A Prof’s Advice»на сайте Poets & Quants.

-Кейсовый метод обучения появился в Гарварде в 20-х годах прошлого века.

-Во время занятий, в ходе которых используется кейсовый метод обучения, студенты говорят примерно 85 % времени.

-В Гарварде 80 % обучения проходит посредством кейсового метода обучения. Для сравнения, в испанской бизнес-школе IESE этот показатель составляет 70 %, в Haas School of Business – 50 %, в Darden School of Business на программе MBA – 75 %.

-Кейсовый метод обучения можно сравнить с походкой по туго натянутому канату над пропастью.

-Это как учеба в обратном направлении (learning backwards). Мы даем студенту проблему, а затем просим придти на следующий день со своими мыслями, как решить данную проблему.

-Не нужно сильно беспокоиться, нужно готовиться к занятию.

-Как студенту программы MBA лучше всего приспособиться к кейсовому методу обучения? Нужно самим написать какой-нибудь кейс. Gregory Fairchild написал 83 кейса, самый первый — когда был студентом программы MBA после поездки в Москву. Кейс касался бизнес-модели компании Pizza Hut в Москве.

-При стандартном обсуждении кейса в классе будет примерно 3 трудных 20-25 минутных дискуссий по 3 темам.

-Первое, что нужно учитывать в кейсовом методе обучения, — это разговор, беседа, а не правильная или неправильная ситуация.

-Большинство курсов, в ходе которых используется кейсовый метод обучения, работают по модели, принятой в Гарварде.

-Участие в обсуждениях в классе играет важную роль. Также важно умение работать в команде. Но командная работа несет с собой подводные камни, например, желание получать ответы быстро, также быстро заканчивать встречи в группе и задания. И это естественное желание.

-Нормально желание — разделить задачи в группе в соответствии с предыдущим опытом членов группы. Например, банкир занимается финансовыми вопросами и т. п. Но это не совсем правильно, поскольку тот же банкир в вашей группе может не понимать, о чем действительно кейс, даже отлично разбираясь в его теме.

-Gregory Fairchild советует избегать так называемых распределительных ответов (distributing answers). Это ситуация, когда студент стоит перед классом и держит в руках таблицу с данными, которую он реально не понимает. Поэтому, важно готовиться перед обсуждениями в классе и мыслить большими категориями.

-Далеко не каждый, кто утверждает, что разбирается в финансах, понимает их глубоко.

-Жизненно важно, чтобы мышление большими категориями (big picture) превалировало в ходе обсуждения в классах, в ходе которых используется кейсовый метод обучения.

-Задача в ходе кейсового метода обучения — не набирать знания, а обучаться. Обучаться в группе и в классе.

-Как правильно работать в группе в ходе кейсовых обсуждений? Открыто и честно рассказывайте о своих потребностях, когда вы в первый раз встречаетесь со своими однокурсниками. Как вы хотите обучаться? Как вы хотите говорить о том, во что верите?

-Распределять обязанности в группе на основании только лишь академического бэкграунда участников — большая ошибка. Если вы все же делаете это — проводите ротацию в группе.

-Есть разные типы студентов: те, кто хочет выступить в самом начале дискуссии, или студенты, которые хотят сделать финальный анализ. Есть также студенты, которые подводят итог в самом конце. Их называют охотниками-собирателями (hunter-gatherers).

-Когда люди слушают, они запоминают, что случилось в самом начале и то, что в самом конце.