MBA-образование – это networking и клубы, настоящий элитизм

Корреспондент BBC Питер Дэй (Peter Day) в 2013 г. снял документальный фильм «Битва бизнес-школ» (Battle of the Business Schools). Корреспондент специально отправился в Бостон, чтобы из первых рук узнать об изменениях в бизнес-образовании в двух лучших образовательных учреждениях мира – Гарвардской школе бизнеса и MIT Sloan School of Management. Об этом пишет John A. Byrne в статье «HBS Alum Disses Recent MBA Changes» на сайте Poets & Quants. Питер Дэй отмечает растущую конкуренцию между бизнес-школами за лучших студентов и преподавателей и считает, что подобное соперничество оказывает влияние на то, каким образом преподается менеджмент и предпринимательство.

Питер Дэй интервьюировал, в том числе, и Philip Delves Broughton, выпускника Гарвардской школы бизнеса (Class of 2006) и автора нашумевшей книги об этой бизнес-школе «Впереди кривой» (Ahead of the Curve). В адрес альма-матер была отпущена весьма едкая критика. Broughton говорит, что «недавние изменения в учебной программе, в соответствии с которыми студентам Гарвардской школы бизнеса необходимо отправляться в так называемые global immersion trips и начинать микро-бизнес, более похожи на «игру в переодевание в маскарадные костюм» (playing dress up), чем на подготовку MBA-ев к реальной мировой конкуренции». «Когда настоящий предприниматель смотрит на то, как готовят студентов в бизнес-школе, это напоминает ему Fisher-Price версию предпринимательства. Вы сидите в стеклянном здании, играете с блоками конструктора и считаете, что являетесь предпринимателем. Это совсем не похоже на то, что значит быть настоящим предпринимателем». Вот что еще отмечает Philip Delves Broughton: «Природа бизнес-образования меняется. Аутсорсинг пользуется все большей популярностью и ставит под угрозу рабочие места белых воротничков, которые прежде считались незыблемыми. Теперь работу MBA-ев можно выполнить из другого места и за меньшие деньги…MBA-образование – это networking и клубы, настоящий элитизм…Пожилые бизнесмены говорят, что если бы начинали бизнес сегодня, но направлялись бы прямиком в Шанхай или Мумбай, на восток, поскольку именно там сосредоточен весь рост. Логично следует вопрос, почему бы не отправиться туда, чтобы там поступить в бизнес-школу…Технологии играют важную роль в работе большинства компаний. Я бы хотел сначала научиться технологиям, а лишь затем бухгалтерскому учету…Бизнес-образование можно получить за гораздо меньшие деньги. Нужно познакомиться с правильными людьми и направиться в правильное место».

Корреспондент BBC также критикует бизнес-образование и отмечает, что бизнес-школы учат студентов очень плохой черте — самоуверенности. С этим категорически не согласен декан бизнес-школы Нитин Нория.