Уроки Курска

В Гарвардской школе бизнеса летом 2014 г. вышло исследование (working paper) об аварии на атомной подводной лодке «Курск» в августе 2000 г.: «Learning from the Kursk Submarine Rescue Failure: The Case for Pluralistic Risk Management».

Данный кейс интересен тем, что представляет собой взгляд западных стран, в частности, Великобритании и Норвегии, принимавших вместе с Россией участие в спасательной операции, на прошедшие события. Кажется, у спасателей было все необходимое для спасения моряков, однако, созданной «виртуальной организации» из трех стран этого сделать не удалось. Авторы кейса исследуют организационные, культурные и структурные основы провала в координации совместных действий. Они настаивают на включении принципов множественного контроля в практику управления ситуациями с высокой степенью риска, проводимых несколькими сторонами.

Чтобы объяснить, почему спасательная операция закончилась провалом, можно привести в качестве примера подходы к решению тех или иных проблем в вооруженных силах Великобритании и России, описанные в вышеуказанном кейсе:

«Существует традиция в Royal Navy делать то, что вы считаете правильным, брать на себя инициативу, быть готовым объяснить ее позже, вместо того, чтобы ничего не делать и быть не с состоянии объяснить свое бездействие…Важные решения делегируются старшим офицерам».

«Россияне в точности исполняют приказы, не хотят брать на себя слишком много ответственности или инициативу. Это не приветствуется. Например, есть план. У каждого своя роль в этом плане. От плана нельзя отступать. Если вы хотите отступить от плана — вам нужно спросить разрешение у вышестоящего начальника. Российских офицеров тренируют так, чтобы они исполняли приказы, искали поддержки и одобрения того, что делают. Если возникает проблема — обращаться к вышестоящему начальнику, а не пытаться решить проблему самому».

Если суммировать, здесь представлены два типа организаций: одна, ориентированная на инновации, предпринимательство, которая выделяет больше людских ресурсов, активов и инфраструктуру на решение стоящих задач, а также вдохновляет людей на действия, дает им возможность нести ответственность. И вторая организация — построенная на строгой иерархии и контроле.