В Гарвардской школе бизнеса тоже играют в мафию

«Мафия» – это название популярной игры, созданной в далеком 1986 г. тогда еще советским студентом факультета психологии МГУ Дмитрием Давыдовым. В нее играют по всему миру, в том числе и в Гарвардской школе бизнеса. Одни называют ее «Assassin», другие «Werewolf», но большинство студентов называет ее «Мафия».

B игре «Мафия» жители города сражаются против мафии, т.е. добро борется против зла. Каждый игрок – житель города. Мафиози, которых меньшинство, хотят подчинить себе город. Оптимальное количество играющих — 8-15 человек.

Игра «Мафия» уникальна и базируется, прежде всего, на общении, на обсуждениях между участниками. Здесь постоянно происходят обман и коварство, заключение и подлое нарушение договоров и альянсов. Обсуждение игрового положения проходит путём столкновения мнений в беспрестанных спорах, при этом одни игроки предпочитают отмалчиваться, другие — наоборот, чересчур активно и шумно участвуют в обсуждении. Таким образом, игра похожа на реальную жизнь. Цель игры — выжить своей командой.

Студентам Гарвардской школы бизнеса игра «Мафия» позволяет применить знания, полученные во время учебы, в реальном мире. Она помогает им почувствовать на практике, что такое власть и влияние, ложь, манипулирование людьми, даже убийство. Ни у кого из жителей планеты нет от этого иммунитета, и никто не застрахован от этого. Если участники игры не смогут убедить других ее участников в своем мнении, то погибнут, если не смогут сформировать коалицию – то погибнут, если не захотят рисковать – то погибнут, если не захотят принимать решение, обладая ограниченной информацией – то погибнут. И самое главное: если участники игры не захотят повести за собой других – они погибнут. Данные качества в равной степени принесут успех в игре, в независимости от того, принадлежите ли Вы к стороне добра или зла.

Игра начинается с произвольного распределения ролей среди всех участников. Ведущий (его еще называют «богом») раздаёт участникам игры карты рубашкой вверх. Те, кому достались красные, составляют команду незнакомых друг с другом «честных жителей города». Один из «честных жителей», получивший красного туза, особый игрок — «детектив». Игроки с чёрными картами — команда «мафии». Все студенты хотят быть Мафией. Меньше всего хотят быть жителями города, поскольку у тех нет ни привилегий, ни власти.

Игровой процесс разделён на две фазы — «ночь» и «день». Когда ведущий объявляет в городе фазу ночи, игроки закрывают глаза — «спят». В первую ночь ведущий позволяет игрокам с чёрными картами — «мафии» открыть глаза и запомнить своих соратников — «познакомиться». После чего мафия «засыпает», а ведущий требует проснуться детектива. Таким образом, ведущему становится известен расклад. По объявлению фазы дня просыпаются все жители. Днём игроки обсуждают, кто из них может быть «нечестен» — причастен к мафии. В конце обсуждения ведущим объявляется открытое голосование за посадку в тюрьму (в различных версиях игры этот процесс называют судом Линча, убийством). Самый подозрительный житель, набравший большее число голосов — отправляется за решётку (т.е. выходит из игры), а ведущий вскрывает его карту и объявляет игровой статус. Затем наступает фаза «ночи». Ночью просыпается мафия, беззвучно (жестами) «совещается» и убивает одного из оставшихся в живых горожанина, показывая ведущему кого именно. Мафия засыпает. Просыпается детектив и указывает на одного из жителей, которого желает «проверить». Ведущий всё также беззвучно, «на пальцах», показывает детективу статус проверяемого. Днём ведущий объявляет, кто был убит ночью. Этот игрок выходит из игры, его карта («статус») показывается всем жителям. Информация о произошедших событиях используется оставшимися в живых игроками для обсуждения и очередного «осуждения». В этом и заключается привлекательность игры. Если большинство участников голосует против Вас – это означает, что Вы должны покинуть игру. Если Вы не знаете, что такое ложь, то это Ваш шанс и Вам придется научиться лгать. Так как в игре главное — выжить.

Каждый успешный раунд игры несет с собой все больше информации и, соответственно, риска. Тот факт, что Вы выжили или избегаете смотреть в глаза, вносит Вас в круг подозреваемых. Только три вещи несомненны. Во-первых, Вы должны говорить, поскольку тишина означает, что Вы виновны. Во-вторых, Вам нужно играть беззвучно, поскольку остроумных (smart) людей быстро убивают. В-третьих, Вам нужно будет блефовать, поскольку Вы знаете, что не все то, что говорят другие – правда.

Асимметрия информации играет здесь важную роль. В роли Детектива, Вы собираете все больше и больше данных о виновных и невиновных жителях города. Но нужно быть осторожным, чтобы не выдать себя, поскольку Мафия может вывести Вас из игры в следующем раунде. Вам нужно обхаживать горожан, чтобы защитить одних и вывести на чистую воду других. В роли Мафии, Вы знаете, кто Ваши сообщники и хотите их защитить. Но если становится очевидным, что Ваши сообщники являются Мафией, Вы легко их предаете, поскольку желание выжить превалирует на всем.

Игра продолжается до полной победы одной из команд, когда соперники полностью или посажены или убиты.

Пост подготовлен по материалам газеты Гарвардской школы бизнеса «Harbus», сайтов MIT, Принстонского университета и Википедии.