«Варвар» у ворот Гарвардской школы бизнеса

Еще один журналист со времен выхода бестселлера «Ahead of the Curve» (Впереди кривой) прошелся катком по Гарвардской школе бизнеса. Журналист Даф МакДональд (Duff McDonald) критикует Гарвардскую школу бизнеса за то, что она в первую очередь культивирует стремление к деньгам и наживе, чем к человеческим ценностям, морали и этике, пишет сайт Poets & Quants.

С самого начала Гарвардская школа бизнеса рассматривала Duff McDonald как варвара у ворот. Имеется ввиду аналогия с нашумевшей книгой и фильмом «Варвары у ворот», посвященной истории LBO компании RJR Nabisco. Впервые журналист связался с бизнес-школой по поводу написания книги в начале 2013 г. Но хранители истории, мифов и правды бизнес-школы отказали ему в сотрудничестве, а также в доступе к архивам и преподавателям. Журналист посетил кампус бизнес-школы четыре раза. В итоге, совсем скоро 25 апреля 2017 г. выходит в свет его новая книга на 672 страницах «The Golden Passport: Harvard Business School, the Limits of Capitalism, and the Moral Failure of the MBA Elite» (Золотой паспорт: Гарвардская школа бизнеса, границы капитализма и моральный провал элиты MBA). Книга содержит конструктивную критику и уже по названию видно, что она вряд ли понравится руководству бизнес-школы.

Фото: Amazon

Журналист сделал заключение, что Гарвардская школа бизнеса абсолютно не смогла выполнить цели ее основателей, которые стремились к тому, чтобы увеличивалось количество мужчин, которые будут решать их текущие бизнес-проблемы социально-конструктивным способом. Вместо этого, как утверждает журналист, «Гарвардская школа бизнеса — это учреждение, у которого на первом плане стоят деньги, стремление к наживе и аморальность, а лишь затем идут потребности общества».

В отличие от книги «Впереди кривой», «Золотой паспорт» — это больше история бизнес-школы и ее влияния, чем погружение в учебный процесс в качестве студента.

Больше всего автора книги беспокоит нежелание бизнес-школы обращать внимание на экономическое неравенство при обучении MBA-ев или подчеркивать большую социальную ответственность бизнеса. Duff McDonald, который перед этим написал книгу о McKinsey, в своей новой книге больше всего критикует бывшего декана Джона МакАртура (John McArthur) и профессора финансов Майкла Дженсена (Michael Jensen).

Журналист критикует декана за то, что тот принял Майкла Дженсена на работу, а последнего за то, что профессор продвигает идею о том, что компаниями нужно руководить так, чтобы приносить их акционерам максимальную стоимость, при этом, мало обращая внимание на ответственность перед своими работниками, клиентами и обществом. Как говорит журналист: «Гарвардская школа бизнеса обучила профессионального менеджера с момента рождения и затем помогла убить его». А ведь исследование Aspen Institute наоборот свидетельствует о том, что когда студенты поступают учиться в бизнес-школу, они уверены в том, что цель корпорации — производство товаров и услуг для пользы общества. Когда же они заканчивают учебу, они уже считают, что цель корпорации — максимизация акционерной стоимости.

Журналист утверждает, что почти сразу же после приема на работу Майкла Дженсена идеология акционерной стоимости быстро заняла доминирующую позицию в Гарвардской школе бизнеса, хотя большинство преподавателей не верило в нее. Но критики совсем не было. А не было потому, что на то время Президент Гарварда Дерек Бок (Derek Bok) и декан посчитали, что прием на работу Дженсена привлечет в бизнес-школу деньги с Уолл-Стрит. Да, студенты Дженсена после бизнес-школы в полном составе отправлялись работать на Уолл-Стрит, а компании с Уолл-Стрит отправляли деньги назад в бизнес-школу.

Еще интересен тот факт, что в бизнес-школе аж до 2003 г. не было полного курса по этике. Досталось в книге также и гуру стратегии Майклу Портеру и другим преподавателям.

В целом, автор надеется, что книга подтолкнет выпускников программ MBA в правильном направлении.