Вы можете объяснить стратегию своего бизнеса за 2 минуты?

«Представьте себе, что вы руководитель компании и выступаете перед группой новых сотрудников, и один из них спрашивает о стратегии вашего бизнеса. У вас есть 2 минуты, чтобы объяснить. Вы сможете сделать это?» Этот вопрос в статье Carmen Nobel «Are You a Strategist», опубликованной на сайте Harvard Business School Working Knowledge, задает профессор Гарвардской школы бизнеса и признанный эксперт в области стратегии Синтия Монтгомери (Cynthia A. Montgomery). Вот еще некоторые ее мысли из этой статьи, на которые руководителям компаний стоит обратить внимание:

— Последнее время корпоративной стратегией стали заниматься в основном консультанты и бизнес-аналитики, и это уже больше отнюдь не основная задача высших руководителей компаний. Поэтому, настало время главам компаний снова стать стратегами.

— Одно из упражнений на свободные ассоциации, которые Синтия Монгомери дает бизнес-лидерам во время занятий на программе Executive Education в Гарвардской школе бизнеса, заключается в следующем: нужно назвать 3 первых слова, которые приходят в голову при слове «стратегия». В основном, руководителям компаний приходят на ум такие слова, как «план», «видение» (vision), «направление», «фокус», «преимущество». И это — свидетельство тревожного тренда.

— Лидеры компании играют важную роль в процессе построения стратегии своего предприятия.

— Академические исследования в 80-е – 90-е годы 20 века вооружили выпускников программ MBA и консультантов по стратегии рамками и техниками для проведения анализа отраслей промышленности и положения компаний на предмет конкурентных преимуществ. Благодаря им, лидеры компаний стали думать о стратегии только как об аналитическом упражнении. И в этом как раз и заключается проблема. Стратегия сузилась до конкурентного игрового плана, отдельного от целей, стоящих перед компанией. Соответственно, это привело к тому, что лидер компании перестал играть уникальную роль арбитра и проводника стратегии.

— Чтобы выработать стратегию компании, нужно ответить на 4 вопроса: «Что моя организация привносит в мир?», «Имеет ли то, чем компания отличается от других, значение?», «Является ли продукт компании редким и трудным для имитации?», «Делает ли компания в настоящее время то, что необходимо делать, чтобы играть важную роль в будущем?». Быть стратегом – означает жить этими вопросами.

— Для лидера становление стратегом начинается с ясного понимания того, почему компания имеет значение, для кого она имеет значение, и вообще имеет ли значение.

— Важно, чтобы у компании была ясная цель. Например, как цель компании IKEA создать «a better everyday life for the many». IKEA сделала ясный выбор, кем компания будет, для кого она будет иметь значение и почему.

— Сотрудникам всех уровней организации также важно начать думать как стратегам.

— У вас не получится научиться стать стратегом всего за одну ночь. Это как мускул на теле, который необходимо накачать. Не ждите, что однажды у вас появится шанс вести стратегию. Это умение, для которого необходимо время, чтобы его отточить.